RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Блокадница Ленинграда: мы пережили многое, но Победы добились

Мы пережили многое, но Победы добились во имя будущих поколений. Такое мнение высказала ветеран Великой Отечественной войны, блокадница Ленинграда Елизавета Петровна Хомченко во время праздничных мероприятий в Могилеве, приуроченных к 9 Мая.

«День Победы - большой праздник. Мы пережили многое, но Победы добились. Теперь я хочу одного: чтобы было мирное небо над головой и наша молодежь хорошо жила. Мы пережили много страхов - хватит, достаточно. Подрастающее поколение не должно этого увидеть», - сказала Елизавета Петровна.

Ветеран до сих пор встречается с молодежью, проводит уроки в школе, учит патриотизму и охотно делится своим жизненным опытом. И это несмотря на то, что Елизавете Петровне накануне Дня Победы, 5 мая, исполнился 91 год. Однако она до сих пор прекрасно выглядит, полна сил и оптимизма. Даже пройдя столько испытаний, женщина не потеряла желания радоваться каждому дню. «Мне хочется еще пожить - побыть с людьми, встретить 9 Мая, пообщаться и поучаствовать в параде», - подчеркнула она.

Елизавета Петровна родилась в городе на Неве, северной столице России. Здесь же встретила войну. Родителей 10-летней девочки убило во время бомбежки, и она осталась одна с трехлетним братом на руках. В 14 лет ее успели вместе с ним эвакуировать из блокадного города, затем был детдом. Вернулась в Ленинград 2 июня 1945 года, до 18 лет здесь училась и работала. Затем переехала в Могилев, где до войны жили ее родственники (отец был могилевчанином). В Беларуси Елизавета Петровна встретила своего будущего мужа, создала семью и родила троих детей. Всю жизнь до самой пенсии проработала на швейной фабрике, начинала с раскройного цеха и дошла до отдела сбыта. За трудовую деятельность у нее не было ни одного даже устного замечания: жизнь закалила ее и многому научила.

«До войны жили очень хорошо и в достатке, - вспоминает ветеран. - Папа был директором кораблестроительного завода в Ленинграде и погиб на рабочем месте, потом умерла мама - в нее попал снаряд. Она ушла за продовольствием и долго не приходила, потом управдом сказал мне: маму не жди, в нее попал снаряд. Я ходила добывать еду - выпрашивала дуранду у солдат, варили дома студень из столярного клея. Надо было кормить и себя, и брата».

Как ребенок Елизавета Петровна не осознавала всех страхов войны, все шло как будто мимо нее. «Когда мне рассказали про смерть мамы, не знаю почему, но я не плакала. Даже на улице мы ходили мимо покойников, которые лежали на земле. От всего происходящего ужаса это не трогало и не шокировало. Осознание пришло спустя годы: только теперь я могу плакать. Не дают покоя мысли и воспоминания: и как мы боролись с голодом, и как бежали из блокадного города. Такого не пожелаешь никому», - добавила Елизавета Хомченко.

БЕЛТА, фото Галины Гаврилович

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна