RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Деревня Ржавка перешла в категорию населенных пунктов, где можно проживать. Что теперь там меняется?

На Могилевщине радиоактивному загрязнению подверглась территория 11,2 тысячи км2 в 14 районах. В области эвакуировали жителей из 141 населенного пункта, 88 деревень были захоронены. В чистые регионы страны переселено свыше 20 тысяч человек. Спустя 35 лет после чернобыльской катастрофы у спецпредприятия «Радон», созданного для очистки земель, фронт работ расписан еще как минимум на пятилетку.

Село Ржавка Славгород­ского района после аварии на ЧАЭС считалось зоной радиоактивного загрязнения с правом на отселение. Но годы берут свое, радиационная обстановка меняется — и уже сегодня Ржавка перешла в категорию зоны проживания с периодическим радиационным контролем.

Молодежь здесь остается жить

Местная жительница 60-летняя Наталья Михайловна, наблюдая, как экскаваторы сносят ветхий заброшенный дом напротив, по-философски размышляет, что это место освободилось под новый дом:

— Когда-то в нашей деревне было под 300 дворов. После Чернобыля уехало всего пару семей, хоть наша Ржавка была с правом на отселение. Но с годами старики умирали, дома ветшали — надо наводить порядок. Сегодня у нас есть и школа, и магазин, и Дом культуры. Недавно провели газ. Молодежи у нас много. Здесь остались жить мои дочки, у меня восемь внуков. И, конечно, я хочу, чтобы деревня жила. А эти пустующие подворья и вид портят, и мало ли — загореться могут, и дети могут забраться. Все это опасно.

В отличие от сноса ветхих домов в обычных деревнях, в таких, как Ржавка, первым к работе приступает дозиметрист. Святослав Куксов рассказывает:

— При допустимой норме 0,50 микрозиверта здесь — 0,20. Определяю уровень загрязнения наружных стен, измеряю мощность дозы на территории объекта, контролирую радиационную обстановку на рабочих местах персонала, наших механизаторов. Провожу до и после работы контроль загрязненности кожных покровов, средств защиты работающих. В обязательном порядке — регулярная спецобработка техники, одежды. Работы, как вы видите, ведутся только в средствах индивидуальной защиты, при необходимости в респираторах. А если фонят стройматериалы, они свозятся на специальные пункты для захоронения отходов дезактивации. Здесь такой необходимости нет. Дома, строения захораниваются по месту. 

Благоустройство, экология и пожарная безопасность

Электрогазосварщик Владимир Васильков, имеющий смежную профессию дезактиваторщика, демонстрирует надежное средство от радиофобии — индивидуальный накопительный дозиметр. Компактный прибор всегда при нем, регулярно показания снимает и анализирует санстанция. Владимир Петрович работает в «Радоне» практически с основания спецпредприятия — с 1992 года. На здоровье старожил организации не жалуется, говорит, что силы поработать еще имеются:

— Застал время, когда дезактиваторщики поливали кровли выселенных домов со шланга специальным раствором, снимали грунт. Когда работали в отселенных деревнях, были такие и по полтысячи дворов. Но порядок наводить надо. Приходилось работать и в родных местах. Я из Краснопольского района — одного из самых пострадавших от Чернобыля. Конечно, тяжело было морально видеть пустые, приходящие в упадок дома, школы, в которых когда-то было многолюдно. Сегодня, на мой взгляд, надо думать, как удерживать в этих районах молодежь. Хорошо, что у нас в Краснополье возвели ФОК, квартиры люди могут построить по льготному кредиту. 

Начальник участка Анатолий Баранов отмечает, что работы «Радону» на ближайшее время хватит. В списке около 90 населенных пунктов области в зонах проживания с периодическим контролем:

— Здесь в Ржавке наш фронт работ — 10 подворий и строение. Мы помогаем решать вопросы и благоустройства, и экологии, и пожарной безопасности. Смотрите, что остается после нас, — выровненная площадка. Специалистам уже решать, распахивать на этом месте поля или строить дома. 

После завершения рабочего дня бригада «Радона» из Ржавки в полном составе отправилась отдыхать на свою базу. Дело в том, что работают они вахтовым методом: живут в Могилеве, но до уик-энда проживают в своем общежитии. Там и комфортные комнаты, и баня, и бильярд, и даже обед по-домашнему — в штате есть повар. Отдохнуть можно и по приезде на головную базу в Могилев. Если говорить о соцпакете, то, помимо достойной зарплаты, это сокращенный рабочий день, доплаты за вредные условия труда, право на досрочную пенсию, компенсация расходов на питание и не только. 

Миллионы рублей на возрождение территорий

Директор «Радона» Евгений Лазакович сам ликвидатор. Будучи курсантом Могилевской специальной средней школы транспортной милиции МВД СССР, в том самом 1986 году, он охранял 30-километровую зону отселения. Вспоминает, тогда мало кто понимал не только масштабы техногенной катастрофы, но и что произошло. Курсантом он видел те самые дома, которые эвакуированные сельчане наспех оставляли вместе с живностью, прихватив одни паспорта. И то, что пострадавшие территории сегодня получили право на жизнь, — заслуга государства:

— Вот давайте заглянем в Государственную программу по преодолению последствий катастрофы на 2021—2025 годы. Это уже шестая по счету программа. Только на этот год на финансирование мероприятий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в республике предусмотрено около 560 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на обеспечение соцзащиты, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, обеспечение радиационной защиты, содействие социально-экономическому развитию пострадавших регионов, проведение научных исследований и не только. На нашем предприятии работают 86 человек — это профессионалы. У нас есть своя радиометрическая лаборатория, спецтехника. Есть даже военная техника — БАТ (бульдозер на артиллерийском тягаче). Они у нас на ходу, но очень прожорливые, а мы должны считать каждую копейку и модернизировать машинный парк. Когда-то человек вернется в эти места. Уже сегодня на каких-то территориях высаживают леса, в ряде населенных пунктов снят контрольно-пропускной режим. У того же цезия-137 период полураспада 30 лет — и они прошли. Человеческая жажда жить и созидать порой сильнее физики. 

ДОСЬЕ

На отселенных территориях было захоронено более 6000 подворий и 700 производственных строений в 107 деревнях, на загрязненных территориях ликвидировано свыше 3000 подворий и 500 строений, проведена дезактивация на сотне объектов, под контролем места захоронения отходов, требующих специального обращения.

В ТЕМУ

В Славгородском районе после чернобыльской аварии под отселение попали 25 деревень. Но сегодня уже на повестке дня не ликвидация последствий, а новые точки роста в социально-экономическом развитии территории, — считает председатель Славгородского районного Совета депутатов Светлана Езерская:

— За эти годы государство вложило огромные средства в известкование почв, удобрения, которые позволяют снижать плотность загрязнения на сельскохозяйственных угодьях. Благодаря Программе по развитию юго-востока Могилевщины наши хозяйства приобретают новую технику, построен свинокомплекс, а это новые рабочие места. Через Сож перекинули мост, связавший два берега, — это тоже положило старт развитию тех деревень. А потенциал большой, ведь там расположена знаменитая Голубая криница. Прошло еще мало времени, но уже несколько человек вернулись жить в те деревни, строятся усадьбы. В этом году мы благоустроили территорию вокруг Голубой криницы, чтобы наши сыровары, пчеловоды и ремесленники могли круглый год продавать свой товар. Здесь будет создан экотуристический парк «Амулет Присожья». В него войдут целые деревни, появятся маршруты для пеших и велосипедных прогулок. Вот‑вот начнет работу Центр сельского предпринимательства — бизнес‑инкубатор для инициативных местных жителей.

Елена Кукшинская, СБ, фото Мариам Табагари

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна