RU BY EN 中文

Эксперт обращает внимание на нюансы нововведений во вступительной кампании

Семь ступеней к успеху

Прошлый год запомнится многим педагогам, учащимся и их родителям как время жарких обсуждений нововведений во вступительной кампании в высшие учебные заведения. В учреждениях общего среднего образования проводили опрос заинтересованных лиц, на базе высших учебных заведений работали диалоговые площадки. Представители вузов высказывали предложения по формам проведения обязательного варианта аттестации выпускников — централизованного экзамена. Рассматривались возможные проблемы, с которыми могут столкнуться как учителя, так и выпускники,  их родители. Активную разъяснительную работу проводили представители Минобразования, СМИ. Можно сказать, что новации разрабатывались всей страной. Я выбрала семь моментов, которые кажутся мне наиболее важными.

Подписанный 3 января указ Президента, закрепив изменения в правилах приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, поставил точку. Каковы же перспективы?

1. Большой приоритет в поддержке талантливой и одаренной молодежи.

Имея опыт в подготовке победителей республиканской олимпиады, могу уверенно сказать о колоссальном труде этих детей.  И то, что они, пройдя тяжелый путь подготовки, конкуренции, психологической нагрузки, получают право стать студентами без экзаменов, им выставят 10 баллов в аттестат по предмету выигранной олимпиады и не придется сдавать ни  централизованного экзамена, ни централизованного  тестирования, — это объективно и справедливо. В апреле, на подведении итогов заключительного этапа республиканских олимпиад по учебным предметам,  мы уже увидим наших первых абитуриентов. Для учащихся младших классов и тех, кто обучается в среднем звене, это будет своего рода пример, на который можно равняться, реальный путь, который можно пройти в своем профессиональном становлении.

2. Победителям — пропуск в университет. Речь о тех, кто стал лучшим на внутривузовской олимпиаде. Хорошая перспектива для сегодняшних выпускников. Желающим этим воспользоваться необходимо отследить время регистрации, условия проведения этого испытания, узнать о возможных квотах.

3. Педагогам — зеленый свет. Молодежь, которая чувствует влечение к профессии учителя, может попробовать себя в этой роли, обучаясь  в профильных классах педагогической направленности.   Для их выпускников также предусматриваются льготы: зачисление на педагогические специальности без вступительных испытаний. Однако следует обратить внимание на ряд условий: высокие отметки будущих педагогов, не ниже 8 по профильным предметам, не ниже 7 по всем остальным, а также пять лет работы по месту распределения для тех, кто получал высшее образование в дневной форме за счет бюджета. Явный плюс этого варианта — исключение из профессии «случайных» людей. На уровне профильного класса будущий абитуриент может уже решить для себя, готов ли он связать свою судьбу с профессией учителя, высокие отметки охарактеризуют его старания, а с позиции 25-летнего стажа могу сказать: учитель — сложная, ответственная, но невероятно интересная профессия.

4. Сироты — под защитой. В соответствии с правилами поступления  под защитой оказались дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Они также имеют льготы и право зачисления вне конкурса на оставшиеся места, но для этого по необходимым для поступления предметам должны иметь в аттестате отметку не ниже 6 баллов. 

5. Учли интересы всех. В документе рассмотрены возможности всех категорий заинтересованных в высшем образовании лиц: выпускников профильных классов разной направленности, детей, получивших дополнительное образование в Национальном детском технопарке, олимпиадников, отмеченных похвальными листами, выпускников кадетских училищ, победителей и участников спортивных соревнований, лиц, имеющих профессионально-техническое образование, прошедших срочную военную службу, волонтеров, членов молодежных отрядов и других.

6. Обязательное испытание — на руку гуманитариям. Один из экзаменов, который будут сдавать все, — русский или белорусский язык. Новация определенно на руку гуманитариям. Вместо второго обязательного экзамена по математике, как это планировалось ранее, учащийся имеет возможность выбрать, какой школьный предмет он будет сдавать в дополнение к языку. Таким образом, многие выпускники избегут перегрузки, они сконцентрируются на предметах, которые им необходимы для поступления. Поскольку зачисление проводится по конкурсу на основе общей суммы баллов, подсчитанной по результатам трех вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании, то в интересах выпускников во время учебы в 11-м классе обратить внимание на предметы, по которым они могут получить в аттестат максимально высокие отметки.

7. Важны и оценки, и характер. Еще один документ, на который стоит обратить внимание будущему абитуриенту, — его характеристика. Такой подход позволит более точно выстроить дальнейшую работу, взаимоотношения преподавателей вуза со студентами, работать на упреждение девиантного поведения или, наоборот, развитие творческих, организаторских способностей студента. А для школьников это будет своего рода предупреждение, необходимость избегать необдуманных поступков.

Категории учащихся, которые имеют право на льготы при зачислении, лиц, участвующих в конкурсе на получение высшего образования, четко определены в правилах. Чем раньше желающие продолжить обучение ознакомятся с нормативным документом, тем легче им будет определить дальнейшую траекторию своего профессионального развития.

Галина Беляева, член республиканского и Могилевского областного совета РОО «Белая Русь», заместитель директора СШ № 34 Могилева, учитель истории.

СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна