Рус Бел Eng 中文

Государство на системной основе организует работы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы

От реабилитации к росту

Ускоренное социально-экономическое развитие районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, предполагает перенос акцента с реабилитации территорий на их устойчивое развитие с максимальным использованием имеющегося потенциала каждого пострадавшего района

Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС прямо или косвенно влияют на все сферы народного хозяйства нашей страны до настоящего времени. Реализация различных мер государственной поддержки позволила создать условия безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению. Стоит задача повышения уровня их социально-экономического развития. На 2021 год территория, относимая к «наиболее пострадавшим от аварии на ЧАЭС», охватывает 21 район в трех областях: Брестской, Гомельской и Могилевской. Согласно постановлению Совета Министров от 8 февраля 2021 г. № 75 перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, сократился на 144 и включает 2022 населенных пункта, в которых проживает 998 тысяч человек.

Атлас потенциала районов

Государство на системной основе организует работы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в Беларуси. Ежегодно осуществляется целый комплекс мероприятий в различных сферах деятельности, что позволяет реализовать комплексный подход к управлению постчернобыльской ситуацией. В дополнение к государственным программам реализуются «чернобыльские» программы в рамках Союзного государства (Беларуси и России).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2021 г. № 159 утверждена Государственная программа по преодолению последствий на Чернобыльской АЭС на 2021—2025 годы. Целями программы являются социальная защита населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС, безусловное обеспечение требований радиационной безопасности, ускоренное социально-экономическое развитие и возрождение загрязненных радионуклидами территорий. В ее рамках Институт экономики Национальной академии наук совместно с Институтом системных исследований в АПК, Институтом геологии, Институтом радиобиологии НАН разработали методику и провели комплексную оценку уровня социально-экономического потенциала пострадавших от аварии на ЧАЭС районов. На этой основе был разработан комплекс практических рекомендаций по ускоренному социально-экономическому развитию этих регионов.

На основе комплекса предложенных индикаторов была проведена оценка социально-экономического потенциала каждого из 21 района по десяти ключевым параметрам (трудовой и человеческий потенциал; природно-ресурсный потенциал; потенциал экономического развития; потенциал финансового развития; потенциал инвестиционного развития; научно-инновационный потенциал; внешнеторговый потенциал; потенциал транспортной инфраструктуры; потенциал комфортности среды проживания; потенциал экологического благополучия и устойчивого развития района). Составлен атлас потенциала районов. Например, наибольшим трудовым и человеческим потенциалом обладают Речицкий, Пинский и Столинский районы. Наибольшим природно-ресурсным — Брагинский, Лельчицкий и Наровлянский районы. Проведено ранжирование районов по индексам интегральной оценки. Оценка показала, что наибольшим потенциалом ускоренного социально-экономического развития обладают Речицкий, Рогачевский и Калинковичский районы.

«Рецепт» устойчивого развития

Проведенные исследования позволили выделить основные общие проблемы регио­нального развития районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Основной фактор снижения потенциала и инвестиционной привлекательности не экология, а сокращение демографического и трудового потенциала.

В рамках исследования были обоснованы рекомендации по ускоренному социально-экономическому развитию пострадавших от аварии на ЧАЭС районов. Для каждого района с учетом его специфики предложен свой «рецепт» устойчивого развития.

Если же говорить в целом, то первостепенное внимание необходимо уделить развитию производственного потенциала, а точнее — промышленного комплекса как основной точки роста всей территории, повышения его эффективности и конкурентоспособности за счет модернизации, внедрения инноваций, диверсификации производства, реализации политики импортозамещения, привлечения инвестиций и развития местной сырьевой базы.

Необходимо развивать отрасли специализации и диверсификации экономической деятельности указанных районов на основе повышения уровня переработки местных ресурсов (сельскохозяйственное, лесное сырье и те минерально-сырьевые ресурсы, которые можно направить на внутреннее потребление в районе (торф, песок, стройматериалы).

Следует сосредоточиться на производстве продукции с более высокой добавленной стоимостью. Реализовывать возможность кластеризации хозяйств районов путем участия их организаций в сложившихся и формирующихся региональных и межрегио­нальных кластерах.

Вместе с тем есть определенные ограничения: нельзя допускать изменения ландшафта, открытия карьера, нарушения грунтов, перемешивания слоев почв, нарушения водного баланса и т.д. Исключается хозяйственная деятельность, небезопасная с точки зрения экологии.

Следует развивать имеющиеся полюса и центры роста чернобыльских территорий. Локальными центрами роста таких районов следует рассматривать агрогородки. Центрами притяжения и развития производительных сил выступают сильные экономические районы и города областного подчинения, которые поддерживают тесную инфраструктурную взаимосвязь с прилегающими районами в целях развития как единый территориально-хозяйственный комплекс.

Необходимо расширить возможности горизонтальной (межрайонной) интеграции, то есть взаимодействие чернобыльских районов между собой и с другими районами, входящими вместе с ними во внутриобластные регионы, и центрами таких регионов.

Приоритетные направления развития чернобыльских регионов по ускоренному социально-экономическому развитию в полной мере согласуются с Повесткой 2030 и Целями устойчивого развития, платформами (акселераторами) ускорения реализации ЦУР в Беларуси, а также с Национальной стратегией устойчивого развития на период до 2035 г., в которой с учетом системных характеристик, условий, конкурентных преимуществ и возможностей регионов определены высокие жизненные стандарты населения и условия для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях при сохранении благоприятной окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Ускоренное социально-экономическое развитие районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, предполагает перенос акцента с реабилитации территорий на их устойчивое развитие с максимальным использованием имеющегося потенциала каждого пострадавшего района. Это позволит рационально и наиболее эффективно использовать бюджетные средства, получить больший экономический эффект от реализуемых проектов, что будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию районов, пострадавших от ЧАЭС.

СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна