Рус Бел Eng 中文

Как работают автолавки в сельской местности и какие товары пользуются спросом?

Лавка едет, Гай шумит

На днях, обсуждая со специалистами вопросы экспорта отечественной сельхозпродукции, Президент отметил: «Только не оголите внутренний рынок». Между тем в соцсетях продолжают нагнетаться страхи, что белорусам грозит дефицит, к примеру, того же сахара. Однако Премьер-министр Роман Головченко заверил, что его в торговле достаточно и никто поднимать на него цены не собирается. Даже если стационарный магазин закрыт, по небольшим деревням постоянно курсируют передвижные магазины.

В деревне Гай Круглянского района, в которую мы приезжаем с автомагазином, около 50 домов. Продавец Белыничского райпо Елена Фикова работает на маршруте с 2016 года, поэтому хорошо знакома с предпочтениями каждого сельчанина, которые за это время стали ей буквально родными.

— Торговля идет очень хорошо, — признается Елена Фикова. — Все меня знают, а я знаю всех, ведь езжу каждый день. Привыкла к такому ритму жизни, только в воскресенье выходной.

По словам продавца, спрос на товары среди жителей деревень хороший, а по сравнению с прошлыми годами стал даже лучше. Если раньше автолавка наторговывала на 20 тысяч, то сейчас оборот — около 40 тысяч рублей в месяц.

На улице полдень, накрапывает дождь, и сперва кажется, будто Гай вымер. Но с приездом автолавки деревня оживает. Одни направляются к машине купить продукты первой необходимости, другие — полакомиться сладостями и порадовать детишек. Например, многодетная мама Ольга, помимо прочего, приобретает сметану и пончики.

— Автолавки нам нравятся, — не скрывает староста деревни Антонина Печенник. — В них всегда можно найти то, что тебе нужно, по привычной цене и с нормальным сроком годности.

Желающие отоварились — можно двигаться дальше. Но не слишком далеко: буквально через 50 метров машина снова останавливается. Картина с покупателями повторяется.

— Мы успешно конкурируем с теми же частниками, потому что более лояльны к сельчанам, делаем больше остановок, стараемся помочь каждому человеку, ведь людям преклонного возраста порой тяжело пройти даже 500 метров, — объясняет Елена Фикова.

А ­какие товары на селе пользуются спросом?

Местные жители хорошо берут колбасные изделия, сало, свинину, говядину, полуфабрикаты (фарш, блинчики, голубцы), пирожки и чебуреки. Хорошо идет молочка. Продают автомагазины и овощи с фруктами. Казалось бы, в деревне должно быть все свое, но на них тоже есть спрос. Например, в деревне Баньки одна пожилая сельчанка из года в год заказывает мешок капусты на засолку. Продукты преимущественно белорусского производства, и сельчане довольны таким выбором.

В основном в автолавках привозят продовольственные товары. Также есть книги заказов, в которых потребители могут оставлять свои пожелания. Естественно, в рамках разумного: например, шифер доставить не могут, потому что он крупногабаритный, а места не слишком много.

— За столько лет работы знаю, кто что покупает, — рассказывает продавец. — Бывало, подойдет дедушка — я просто беру сумку и сама накладываю, а в конце уточняю: что-то еще? Вкусы-то не меняются. Иногда напоминаю про хлеб или молоко, а меня благодарят, признаются: сами забыли, что им нужно.

Оснащен автомагазин современным терминалом. Раньше, по словам Елены Фиковой, расплачивались в основном наличными, а сейчас соотношение примерно один к одному. Могут сельчане с его помощью и деньги снять, что тоже удобно, когда до ближайшего банкомата нужно проехать не один десяток километров.

— Наш район обслуживают пять передвижных магазинов, — отмечает заместитель председателя Круглянского райисполкома Константин Горинович. — Две машины относятся к Белыничскому райпо, две — к торговой сети, одна находится в частной собственности. У людей есть выбор, они сами решают, у какого продавца им выгоднее купить тот или иной товар. Мы и сетевик объезжаем деревни по два раза в неделю. То есть как минимум четыре раза в неделю люди имеют доступ к покупкам. Автолавки кружат по району буквально весь день: с 8-9 до 18-19 часов.

В малочисленных населенных пунктах машины останавливаются возле конкретных домов. В некоторых селах установлены специальные беседки, где люди могут с комфортом дождаться приезда. У продавцов есть номер старосты: если машина задерживается, они всегда на связи и предупреждают.

Последний вопрос: как конкурируют автолавки с привычными магазинами? Ответ оказывается простым: никак. Там, где есть стационарные торговые объекты, «продукты на колесах» не останавливаются.

В ТЕМУ

От автолавки до мегамаркета

«Белкоопсоюз» не ограничивается традиционными формами работы. Недавно новый «Мегаопт» открылся в Круглом. Это четвертый по счету магазин сети Могилевского облкоопкниготорга. А всего по республике их уже 44. В новом дискаунтере на 260 квадратах торговой площади разместилось более 5 тысяч наименований товаров. По словам председателя Правления Белкоопсоюза Олега Мацкевича, этот формат позволяет приобрести качественный товар по минимальной цене.

КОМПЕТЕНТНО

Ольга Кунцова, начальник управления торговли Белкоопсоюза:

— Сегодня 556 автомагазинов потребительской кооперации обслуживают 14,8 тысячи сельских населенных пунктов, из них в 14 тысячах нет стационарной торговой сети, свыше 5,3 тысячи насчитывают менее десяти жителей.

Представить, насколько это хлопотная и затратная работа, позволяет тот факт, что каждая автолавка ежедневно преодолевает в среднем около 170 километров, на каждом маршруте обслуживается от 11 до 18 населенных пунктов. В протяженных населенных пунктах автомагазин может делать по три-четыре остановки, ведь не каждый пожилой человек легко доберется до установленного места остановки. При этом полученная торговая выручка в малочисленных деревнях далеко не всегда покрывает транспортные расходы.

Современные автомагазины заметно отличаются от своих предшественников не только внешним видом, но и внутренним устройством. В торговом фургоне одна из стенок модернизирована в экспозиционную витрину, позволяющую представить покупателям имеющийся в продаже товар. Кузов герметичен, оборудован в соответствии со всеми санитарно-гигиеническими требованиями. Здесь есть все необходимое для сохранения продуктов и работы продавца: системы отопления, вентилирования, электроснабжения, холодильное и торговое оборудование.

Ассортимент автомагазина предусматривает наличие более 200 наименований продовольственных и непродовольственных товаров, по предварительным заказам можем привезти в том числе крупногабаритные товары с последующей доставкой на дом.

На обновление передвижной торговой сети направляются значительные средства. На 2022 год запланировано приобретение 60 специализированных автомагазинов.

Сергей Грудницкий, фото Дарьи Титовой, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна