С июня 1941 года по июнь 1944-го белорусский город Бобруйск находился в оккупации. На территории города фашисты организовали лагеря смерти. В первые месяцы, когда порядки в концлагере еще устанавливались, можно было откупить за хорошую мзду своего родственника, если докажешь, что пленный действительно муж, сын или брат. И иногда чудеса случались.
Николай Чергинец, народный писатель Беларуси:
- Была же такая поговорка: «Матка, яйко, матка, шпэк, я немецкий человек».
В семье Николая Ивановича Чергинца разыгралась своя трагедия - сестра Зина была схвачена фашистами за сотрудничество с партизанами и подвергнута страшным пыткам. Настал день, когда узников уже собирались везти на расстрел.
Николай Чергинец, народный писатель Беларуси:
- Мать бросилась к офицеру, а она тряпочки чистые выстирала, каждое яйцо вымыла, хорошо масло приготовила, на кошелке чистенькая тряпочка. Вот она чуть-чуть отогнула тряпку и к офицеру: «Пан офицер, май киндер». Немец так перчаткой отогнул, глянул, глаза загорелись - красиво все выложено. Зовет своего подчиненного: «Забери. Киндер вэк».
Те, кому удалось вырваться из лагеря, впоследствии вспоминали о пережитых ужасах.
Из свидетельских показаний на судебном процессе в Минске в январе 1946 года: «Нас было 40 тысяч, а воды привозили на одну тысячу. С вечера ложилась очередь к бочке. Встать с земли ночью нельзя - стреляют. Утром, кто живой, поднимались. Перед тем как привозили воду, приходил начальник охраны Битнер. Всякий раз он проделывал одно и то же. Подойдет к первому, спрашивает: «Вы почему первый?» И стреляет в человека. Потом идет в конец очереди: «Вы почему последний?» И то же самое».
По данным Чрезвычайной комиссии по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников, только в Бобруйске и его окрестностях за время оккупации было уничтожено до 40 тысяч гражданского населения, военнопленных - более 44 тысяч.
Пересыльный лагерь для военнопленных, который вошел в историю как дулаг № 131, стал одним из крупнейших на оккупированных немцами территориях СССР.
Многие из пересыльных до лагерей для военнопленных не доезжали, но и там жертвы были огромные: шталаг № 352 (Масюковщина) - 55 тысяч погибших; № 337 (ст. Лесная, Барановичи) - 88 тысяч; № 351 (Глубокое) - 27 тысяч, № 314 (Брест) - 7 тысяч.
Общее количество погибших советских военнопленных на оккупированной территории, по данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, составляет более 810 тысяч, по уточненным данным - почти миллион человек.
Подробности - в 6-й серии фильма «Геноцид. Без права на жизнь». Посмотреть фильм можно здесь.
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
23.05.2023 - 09:39
В Чаусском районе в годы Великой Отечественной войны оккупанты уничтожили 145 деревень из 174
11.05.2023 - 16:49
10.05.2023 - 13:53
10.05.2023 - 10:19
В Бобруйский краеведческий музей принесли два письма периода Великой Отечественной войны
09.05.2023 - 16:00