RU BY EN 中文

Натуральное сырье и разнообразие форм: производство жевательного мармелада в Беларуси набирает обороты

Когда сладость в радость

Реализация планов по импортозамещению является одной из основных задач, поставленных перед экономикой нашей страны. Удачным примером перехода с импорта на собственное производство стал выпуск ярких мармеладок из патоки, сахара, желатина, весьма популярных и у детей, и у взрослых. Белорусские сладости превосходят аналоги от зарубежных производителей по качеству, зато значительно дешевле. Внешний же облик лакомства сохраняет привлекательность для маленьких сластен — червячки, медвежата, пингвины, фрукты и ягоды. Корреспонденты «Р» побывали на унитарном предприятии «Красный пищевик — Славгород», где налажено производство жевательных мармеладок, чтобы оценить вкусовые качества конфет, их внешние данные, а также перспективы покорения ими сердец любителей сладкого.

Взаимная выгода

Вопросом производства отечественного жевательного мармелада несколько лет назад всерьез озаботились на кондитерской фабрике «Красный пищевик», следуя указанию Президента об активизации работы по импортозамещению на белорусском продовольственном рынке. Принялись разыскивать площадку для расширения производственных мощностей и обнаружили ее на окраине Славгорода, где к тому времени пустовало здание бывшего овощесушильного завода. Обустройство в нем предприятия по выпуску жевательного мармелада стало взаимовыгодным и для кондитерской фабрики, и для Славгородского района — региона, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС и остро нуждавшегося в развитии промышленности и создании новых рабочих мест.

— Начало реализации проекта было положено в конце 2017 года. За счет субвенций на развитие территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС, «Красному пищевику» выделили 1,4 миллиона рублей на покупку производственной площадки, — вспоминает Андрей Голенков, директор унитарного предприятия «Красный пищевик — Славгород». — На первоначальном этапе реализации проекта в 2018 году здесь было создано шесть рабочих мест. Мы выпускали деревянные поддоны для собственных нужд, а параллельно прорабатывали проект могульной линии по производству жевательного мармелада на основе желатина, агара, каррагинана, модифицированного крахмала, а также фруктово-желейного мармелада на основе пектина. В 2019 году мы выбрали поставщика оборудования. Немецкая компания обязалась изготовить производственную линию за год и условия контракта выполнила: в ноябре 2020-го в Славгород пришли 32 машины с оборудованием стоимостью более 6 миллионов евро. Эти средства выделили инновационные фонды — республиканский, а также Могилевского облисполкома.

Пока шло строительство и монтаж могульной линии, в Славгороде, чтобы не терять даром времени, запустили цех розлива меда.

— Разливаем натуральный мед, купленный у наших пасечников, а также привезенный с Алтая. Кроме этого, изготавливаем крем-мед. Это тоже натуральный мед, прошедший в специальной установке процесс разрушения кристаллической решетки. Такой продукт не засахаривается, приобретает консистенцию нежного крема, однако сохраняет все полезные свойства. В крем-мед добавляются сублимированные, то есть высушенные, лимон, имбирь, клюква, черника, вишня. Раньше почти вся эта продукция уезжала к потребителям в США, а сейчас реализуется на внутреннем рынке, — рассказывает директор предприятия.

Строительство же мармеладного цеха фактически началось в феврале 2021 года. Какими темпами оно велось, судите сами: уже в декабре того же года во время пусконаладочных работ предприятие выпустило свой первый продукт — жевательные конфеты в виде медвежат.

Стремительная динамика

Объект ввели в эксплуатацию в конце марта 2022 года, а процесс отработки рецептур закончили в середине апреля. С того времени и по сей день, то есть фактически менее чем за пять месяцев, предприятие произвело уже более 500 тонн вкусной и популярной продукции: жевательного мармелада в виде медвежат и червячков, пингвинов, ягод и фруктов. Скоро появятся и мармеладки в виде динозавров.

К слову, благодаря современной технологии формовки сладостей вид продукции можно менять очень быстро. Мармеладки разливают в подготовленный особым образом кукурузный крахмал. Меняется только штамп, который и определяет их форму. Так, при поступлении срочного заказа, скажем, на изготовление жевательных медвежат червячки уступят им место в течение 5—10 минут без остановки производства.

— Жевательный мармелад пользуется хорошим спросом. Сейчас он реализуется в основном на внутреннем рынке страны, — отмечает Андрей Голенков. — Небольшие партии отгружены в Россию для изучения покупательского спроса.

Директор предприятия подчеркивает, что сырье для изготовления мармелада используется в основном белорусское и самое что ни на есть натуральное:

— Сахар, понятно, свой. Патоку покупаем белорусского производства, иногда российского. В качестве вкусовых и ароматических компонентов выступают натуральные фрукты и ягоды, фруктовые соки, мед. Если для изготовления конфеты используется желатин, то он, как правило, производства могилевского ОАО «МОЖЕЛИТ». Натуральность и качество продукции — это гордость Беларуси и ее визитная карточка. Потребители в любой стране знают: что указано в составе продукта, то содержится на самом деле и нет ничего другого. Упаковка для конфет тоже отечественного производства.

Сейчас предприятие стремительно наращивает объемы производства — затраты на строительство понесены немалые, их нужно возмещать. Тем более что этому способствуют сложившиеся экономические условия: благодаря ограничениям со стороны западных партнеров на полках и белорусских, и российских магазинов образовались свободные ниши, которые нельзя упустить. Отечественный жевательный мармелад, который превосходит импортные аналоги по качеству, зато дешевле по стоимости, заявил о себе громко и вкусно.

— В марте мы выпустили 9 тонн продукции, в апреле — 51, в мае — 86, в июне — 156, в июле — 210, — представляет Андрей Голенков впечатляющую динамику. — В августе планируем получить 227 тонн, а в сентябре — 260. Это фактически выход на заявленную проектную мощность линии, стопроцентная загрузка производства. Бизнес-план предусматривает выход на производственные мощности 3150 тонн в год к декабрю 2023 года. Рентабельность производства хорошая, наша продукция пользуется спросом.

Круговерть вкусов

Кисель или варенье? Каждого вошедшего в производственный цех сразу окутывает теплый приятный запах, напоминающий о приготовлении домашних вкусностей. Но только масштабы серьезнее: сахар, патока, пектин, желатин или другие студнеобразующие ингредиенты поступают в огромные смесители, откуда уже в виде однородной массы отправляются в варочники для растворения и варки сахаропаточных смесей. Происходит это быстро — буквально несколько минут при температуре чуть более 100 градусов.

По пути в цех отливки готовая масса «заглядывает» на рецептурную станцию. Здесь к ней присоединяются натуральные красители и ароматизаторы в соответствии с заданием. Например, вишневые — для конфеток в виде вишни.

На процесс формовки мармеладок можно смотреть бесконечно. Раз — и под специальной емкостью со множеством сопел оказывается лоток с крахмалом. Два — сопла выпускают в каждую формочку, где крахмал образует необходимую фигурку, красивое ароматное желе. Три — конфетки уезжают по конвейеру для дальнейшей обработки, освобождая место следующему лотку. Производственная линия полностью автоматизирована, все параметры и процессы ее работы отражаются на мониторе компьютера, за которым следит оператор. Кстати, отрадно, что ее европейские производители проявили порядочность: несмотря на санкции, они выдерживают условия гарантийного обслуживания, в случае возникновения каких-то вопросов, например к программному обеспечению, вносят исправления путем удаленного доступа.

Консистенцию желе проверяет сменный инженер-технолог Татьяна Тимко. Девушка окончила Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий, работать начинала на фабрике «Красный пищевик» в Бобруйске, однако ее навыки и знания понадобились на новом предприятии. Она не скрывает, что на этапе становления и достижения запланированных мощностей порой приходится нелегко. Однако трудности эти временные, а приятным бонусом неизменно является заработная плата.

Двигаясь по конвейеру в фасовочный цех, конфетки остывают, обретают идеальную форму, проходят глянцевание, чтобы выглядеть привлекательнее. Происходит оно в огромном открытом барабане, и нет для сластен зрелища привлекательнее, чем радужная круговерть тысяч ярких разноцветных мультифруктовых жевательных конфет. Это, к слову, продукция под новой торговой маркой Tinki, которая фасуется в красочные пакетики по 75 граммов. Еще одна торговая марка, которую будут выпускать в Славгороде, — фруктово-ягодный микс с названием Very Berry.

За наращиванием объемов производства «Красный пищевик — Славгород» не забывает и о расширении ассортимента. В ближайших планах — выпуск конфет на основе каррагинана с разнообразной мягкой начинкой «Золотая пчелка», которые заменят импортный аналог с похожим названием. Интересно, что срок годности тех конфет — два года, в то время как нашу «пчелку» лучше съесть не позже чем через семь месяцев с даты выпуска. Короткий срок годности — свидетельство натуральности продукта.

В Славгороде продолжат выпуск линейки мармелада «Польза», в состав которого будут входить тыквенное, морковное пюре и всеми любимые вкусы сельдерея и кукурузы. Вероятно, его оценят сторонники правильного питания и здорового образа жизни. Для тех, кто испытывает серьезные физические нагрузки, предприятие выпустит сласти с высоким содержанием белка.

По рентабельности продаж белорусский рынок для мармелада очень неплох, однако бизнес-план предусматривает и развитие экспорта — до 40 процентов продукции станет поставляться на внешние рынки. Основным потребителем, видимо, выступит необъятная Россия, однако кондитеры с интересом посматривают и в сторону Китая.

Оксана Невмержицкая, фото Егора Ермалицкого, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна