RU BY EN 中文

Ни дня без строчки: школьницы из Кадино и в будни, и на каникулах мастерят красивые и полезные вещи

Следует шить

Экологично, экономично, эстетично: школьницы из могилевского Кадино делают «экаторбы» с белорусским колоритом

В агрогородке Кадино Могилевского района в тренде сумки-шоперы. Удобную, прочную, практичную, а главное, экологичную альтернативу полиэтиленовым пакетам шьют местные школьницы. И, популяризируя родную страну, украшают свои «экаторбы», как они их называют, надписями на белорусском языке.

«Три Э»

«Ружа», «Сям'я», «Беларусь»… Как объясняют девчата, надписи, как и название «экаторба», белорусские, чтобы все понимали, «откуда они родом».

— С этими сумками не только наши землячки в школу и магазин ходят. Когда к нам приезжают делегации из России, Башкортостана, все на наши торбы внимание обращают. Дарим. Людям приятно, а себе мы еще сделаем, — говорит 16-летняя Ангелина Николаева. — С пятого класса рукоделием занимаемся: научились шить салфетки, косметички, фартуки, кухонные прихватки, постельное белье, шторы. В обычные дни делаем это на уроках труда, на каникулах мы, старшеклассницы, задействованы в швейной бригаде, которая мастерит нужные вещи для соцучреждений Могилевского района.

Бизнес-проект по изготовлению шоперов педагоги и ученики из Кадино представили этим летом на детском экономическом форуме, что проходил в рамках IV Инвестиционного форума «Могилевский район — территория возможностей».

— Креативных идей там было много: одна из сельских школ сделала акцент на интересные экскурсионные маршруты, вторая — на интерьерных кукол, третья — на выращивание овощей, — вспоминает учитель обслуживающего труда Елена Заблоцкая. — А мы презентовали проект под названием «Три Э: Экологично. Экономично. Эстетично». Он понравился. С тех пор и шьем наши «экаторбы».

Коллективное творчество

По словам 15-летней Валерии Прохоренко, на изготовление одной сумки уходит чуть больше часа.

— Но это только сам пошив, — уточняет десятиклассница. — Чтобы изделие выглядело стильно, современно и аутентично, его еще нужно украсить. Дизайн придумываем сами. Разный: не только цветы и белорусский колорит, но и аниме, забавные надписи, зверушки. Сперва рисовали вручную специальными красками — на то, чтобы они закрепились, уходит еще два дня. Теперь, спасибо учителю физики Виталию Шушлакову, который облегчил нам работу, наносим аппликации с помощью трафарета.

— Под проект закупили ткани предприятия «Моготекс». Швейные машины были, а благодаря реализации инновационного проекта «Внедрение аддитивных технологий на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности для формирования технологической культуры учащихся 6—9-х классов учреждений среднего образования» запустили печать трафаретов с помощью 3D-принтера. У нас вообще очень дружный коллектив, идеи подсказывают и наставники, и дети. Сюжеты аппликаций десятиклассницам Ангелине Николаевой, Валерии Прохоренко и Ксении Суворовой помогли разработать дефектолог Ирина Островская — выпускница художественно-графического факультета Витебского государственного университета имени Машерова, и психолог Наталья Юхимец, которая тоже отлично рисует, — перечисляет Елена Заблоцкая. — К слову, с помощью «экаторб» мы популяризируем не только белорусскую культуру и язык, но и традиционные семейные ценности, здоровый образ жизни: на сумках изображаем семейное древо, разные виды спорта. В планах — сшить такие сумки для сменной обуви еще и с логотипами классов.

И себе, и людям

«Экаторбы» — не единственный креативный проект сельской школы. Шьют юные сельчанки под руководством наставников рубахи и платья с белорусским орнаментом, развивающие игрушки. Лиза Гончарова придумала коврик-трансформер. Модуль легко меняет форму, его можно выложить в виде дорожки или геометрической фигуры: мягкие квадраты, из которых он состоит, между собой соединены пуговицами и петлями. На каждом — задачка: какая погода за окном или сколько ног у осьминога? Ответы в виде деталей — в комплекте. Нужно просто найти верное решение и закрепить его с помощью липучки. По словам педагогов, еще одно преимущество коврика-трансформера в том, что он может прирастать квадратами по мере взросления ребенка. Например, если добавить английский алфавит, дети, играя, смогут изучать иностранный язык.

— Коврик понравился дошколятам, поэтому мы решили: в этом году на уроках труда девятиклассники смастерят еще один. После устроим лотерею, по итогам которой подарим мягкий трансформер одному из детских садов Могилевского района, — рассказали в школе.

Творческий процесс настолько затягивает учеников, что шитье становится для них чем-то большим, нежели просто хобби. Елизавета Гончарова по окончании школы поступила в Мозырский государственный педагогический университет имени Шамякина. Преподавать детям труды мечтает и Валерия Прохоренко. Причем работать она хочет в сельской школе:

— Отучусь и вернусь на Родину — туда, где моя семья, друзья, где мне хорошо и комфортно.

Ольга Кисляк, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна