Рус Бел Eng 中文

Новый указ Президента значительно упростит регистрацию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома

Вряд ли кто-то захочет даже на минуту представить себя человеком без паспорта: ни денежный перевод получить, ни в самолет сесть, ни в детский сад ребенка оформить, кто-то, может, и на родное предприятие не попадет без удостоверения личности. А если без документа оказался земельный участок, на котором стоит многоквартирный дом, переданный, например, от ЖСК коммунальному предприятию? Права на недвижимое имущество — вопрос не менее актуальный, требующий четкости, прозрачности и достоверности. Зарегистрировать участки, предоставляемые государственным предприятиям и организациям для обслуживания зданий и сооружений, призван подписанный на днях Указ Президента № 76 «Об оформлении правоудостоверяющих документов». Оформить официальные бумаги, удостоверяющие право на недвижимое имущество, теперь можно быстро, понятно и без больших затрат. Лишняя бюрократия исключается. На необходимость таких подходов акцентировал внимание Президент на Всебелорусском народном собрании. 

Быстро, просто, выгодно

— Документ получился комплексным, решающим сразу несколько проблем, — подчеркнула в разговоре c нашим корреспондентом заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова.

— Главное — упрощается порядок оформления документов на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, составлявшие ранее государственный жилищный фонд, приватизированный гражданами, а также незарегистрированное недвижимое имущество организаций системы ЖКХ.

В чем упрощение? До 1 января 2023 года можно оформить правоудостоверяющие документы на земельные участки по решениям исполкомов об их изъятии и предоставлении и землеустроительным делам по установлению их границ, изготавливаемым без разработки проектов отвода участков. Сегодня процедура оформления земельного участка длится 65 рабочих дней и происходит в четыре стадии: разработка проекта отвода земельного участка, установление его границы на местности, принятие исполкомом решения об изъятии и предоставлении земельного участка, регистрация участка в регистре недвижимости. Теперь оформлять документы можно без проекта отвода. Это значительно дешевле и короче на 20 рабочих дней. 

Если при этом у потенциального землепользователя имеются оформленные ранее землеустроительные материалы (в том числе на его предшественника), их актуализации или изготовления новых не потребуется. Решение об изъятии и предоставлении земельных участков будет принято на основании прежних материалов, и регистрация будет осуществлена по ним же.

Кто может быть потенциальным землепользователем и на какие земельные участки распространяется указ? 

Во-первых, это уполномоченные лица по управлению общим имуществом совместного домовладения в многоквартирных жилых домах (коммунальные предприятия или государственные заказчики в сфере жилищно-коммунального хозяйства) — в отношении земельных участков, на которых расположены введенные в эксплуатацию на дату вступления в силу указа многоквартирные жилые дома. Во-вторых, коммунальные организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями. Например, районные ЖКХ, расчетно-справочные центры, иные специально создаваемые организации для выполнения соответствующих функций — в отношении земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания. В-третьих, организации водопроводно-канализационного хозяйства (коммунальные предприятия) — в отношении земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания и сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу указа. 

До 1 января 2023 года можно оформить правоудостоверяющие документы на земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, по решениям исполкомов об их изъятии и предоставлении и землеустроительным делам по установлению их границ, изготавливаемым без разработки проектов отвода участков. Это значительно дешевле и короче на 20 рабочих дней.
 

Границы, технические паспорта

Указ решает также проблему с расположением входящих в состав многоквартирных жилых домов пристроек, приямков за границей зарегистрированного земельного участка. Отныне разрешено менять границы таких земельных участков без разработки проектов их отвода, что также уменьшает сроки и стоимость изготовления документов. 

Отдельная тема — регистрация имущества организаций водопроводно-канализационного хозяйства. Сейчас происходит их реорганизация. Все они обладают недвижимым имуществом, большая часть которого не оформлена. Указ устанавливает минимальный перечень документов, необходимых для его регистрации.

Отдельную недвижимость регистрировать и вовсе не обязательно. В документе прописан перечень категорий таких объектов. Это, в частности, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе находящиеся под землей, расположенные на землях общего пользования населенных пунктов; сооружения на внутренних водных путях (например, причалы, выправительные сооружения, служащие для стабилизации русловых потоков); мелиоративные системы.

Екатерина Лукьянова обращает внимание еще на один приятный момент.

Оформление технических паспортов на здания, сооружения и изолированные помещения, введенные в эксплуатацию до 8 мая 2003 года, и землеустроительных материалов на земельные участки, на которых они расположены, станет дешевле для юридических лиц — правообладателей за счет освобождения этих работ от обложения налогом на добавленную стоимость. Срок действия льготы — до 1 января 2023 года.

СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна