RU BY EN 中文

Почему жильцы многоквартирного дома в Бобруйске намерены бдительно следить за капремонтом

Школа ремонта

Претензия в адрес «Бобруйскжилкомхоза», о которой написали в издательский дом «Беларусь сегодня» жильцы дома № 60 по улице Рокоссовского в Бобруйске, удивила. Обычно просят сделать капремонт, жалуются на некачественное его выполнение. Здесь же противостояние собственников квартир с заказчиком началось еще до его старта. Все из-за неправильно составленного договора на капремонт, в который не попали существенные условия: виды выполняемых работ и конкретные сроки их проведения. Жильцы объединились, выбрали ответственного по дому и по каждому из подъездов и добились, чтобы их законные требования были услышаны.

— Основным критерием эффективности работы нашего коммунального хозяйства является оценка со стороны рядового потребителя. Мы все понимаем, что услуги ЖКХ — основа качества жизни людей.

Александр ­Лукашенко на совещании по вопросам функционирования системы ЖКХ, 5 апреля 2022 года.

Сроки — дело тонкое

В редакцию активисты выслали целый пакет документов: коллективные жалобы в «Бобруйскжилкомхоз» и Бобруйский горисполком, фотографии договоров на капремонт, диктофонные записи собраний с расшифровками. Основная претензия живущих в доме 1979 года постройки такова: заказчик не исполнил предваряющие капремонт мероприятия.

В ожидании корреспондентов во дворе дома № 60 собралась инициативная группа. Старшая по дому Ольга Симонова рассказывает, как началась борьба за свои права с заказчиком — «Бобруйскжилкомхозом»:

— 11 июля на подъездах появилось объявление, что на следующий день пройдет собрание по капремонту. Лето, многие в разъездах, поэтому на первой встрече было очень мало людей. Присутствовали представители подрядной организации и технадзора «Бобруйскжилкомхоза», ЖЭУ № 10. Нам дали кучу договоров. Когда дома посмотрели документы, не обнаружили в них главных вещей: четких сроков ремонта, плана работ с указанными датами. С этого момента все и закрутилось. Мы стали требовать того, что предусмотрено законодательством: провести нормальное собрание, на котором будет предоставлена информация о видах предстоящих работ, и изменить договор.

На первом собрании, как утверждают жильцы, они не получили исчерпывающих ответов на вопрос, как изменится дом после капремонта.

— Отправили нас в горисполком, мол, спрашивайте там, — отмечают собственники квартир. — Обзвонили всех и вся, чтобы провели повторное собрание, на котором будут присутствовать все заинтересованные стороны. Оно состоялось, но новые договоры мы так и не получили. Старые, понятно, подписывать отказались. Помимо этого, не было ни предварительного осмотра квартир, ни протоколов собраний.

С самого начала все шло с нарушением законодательства. Почему мы должны тратить свое время, силы и нервы, чтобы заставить представителей «Бобруйскжилкомхоза» четко выполнять свои обязанности? Нам нужна нормальная информация о работах и точный срок ремонта, вот и все.

В первом договоре, который предлагался для подписания, указывалось начало капремонта — июнь 2022 года, окончание — октябрь 2022‑го. Как может быть июнь, задаются вопросом жильцы, если первое собрание состоялось только 12 июля? В договоре значилась продолжительность работ — 3,5 месяца, но если взять в расчет размытое «с июня по октябрь», то и все пять выходят…

«Нагнетание шло на ровном месте»

Жильцы вступили с «Бобруйскжилкомхозом» в переписку. В ответе на коллективное обращение, датированное 15 августа, организация отвечает: «Сроки проведения капитального ремонта жилых домов указываются согласно утвержденному текущему графику капремонта жилфонда г. Бобруйска, в котором начало и окончание работ указано в месяцах без указания точной даты начала и окончания работ по капремонту». После третьего собрания собственники квартир получают новые договоры, где их замечания учтены и в документах уже стоят конкретные сроки: с 15 июля по 31 октября.

По мнению генерального директора «Бобруйскжилкомхоза» Александра Шостака, жильцы с самого начала были настроены на противостояние:

— Собрания, которые мы проводили, можно назвать таковыми с натяжкой. Собираются 15 — 20 человек и начинают говорить одновременно. Люди изначально искали нарушения в каждой запятой. А в чате, созданном жильцами для обсуждения, нагнетание шло на ровном месте. Спрашивал, для чего им это нужно. Подход был такой: мы вас закидаем жалобами. Почему такое отношение, я не знаю...

Что касается предремонтных мероприятий, в список коих входят и собрания, Александр Николаевич отмечает следующее:

— На собрании сообщают, какие работы будут выполняться. Также выбирается представитель от жильцов, вместе с подрядной организацией проводящий осмотр всех квартир.

— А проводился ли он? — интересуюсь.

— Конечно, нет. Даже на третьей встрече жильцы не могли определиться с уполномоченным. На первых сборах, так понимаю, до них речь вообще не дошла.

— Но сроки-то должны быть прописаны… — замечаю.

— Вопросов нет, здесь жильцы правы, — признает Александр Николаевич. — Объясню, почему сроки капитального ремонта в первом варианте договора указали без конкретных дат. В доме № 60 подготовительные работы к капремонту начали в июне. А разрешение от инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Могилевской области получили 14 июля. Поэтому более четкие сроки с указанием числа прописали в договоре позже.

Должный контроль необходим

В Могилевском облисполкоме, опираясь на законодательные нормы, прояснили моменты, которые стали отправной точкой в разногласиях жильцов и заказчика. Договор на оказание услуг по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома — типовой. В него лишь необходимо вписать сведения, касающиеся конкретного дома. Постановление Совмина № 99 четко регламентирует, что пункт «Срок начала капитального ремонта и срок ввода в эксплуатацию жилого дома» исчисляется месяцем и конкретным числом. Законодатель сознательно предусмотрел этот нюанс — жильцы должны предоставлять доступ к квартирам. Им нужно понимать, как планировать свое время.

В постановлении Совмина № 324 «Об утверждении Положения о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда» значится, что еще «до оформления задания на проектирование заказчик информирует на общем собрании собственников о результатах проведенных осмотров жилого дома, видах работ, предполагаемых при капитальном ремонте». «Результаты общего собрания оформляются протоколом, который является основанием при формировании задания на проектирование на капитальный ремонт жилого дома и дополнительные ремонтные работы».

Выходит, со стороны «Бобруйскжилкомхоза» есть нарушения, на них и указывали жильцы. А такое придирчивое отслеживание всех этапов подготовки к капремонту люди объясняют просто: много негативных примеров, когда заказчики, подрядчики хитрят с договорами, понимая, что не укладываются в сроки.

И приводят в пример соседний дом № 42 по улице Орджоникидзе: работы в нем начаты еще весной, но до сих пор так и не закончены…

В доме № 60 ремонт все же стартовал. За его качеством и сроками люди намерены следить также бдительно.

В ТЕМУ

По информации начальника отдела контроля строительства и жилищно-коммунального хозяйства КГК Могилевской области Людмилы Непапушевой, обращения по вопросам ЖКХ поступают к ним регулярно: жалуются на некачественное оказание услуг, необоснованное завышение объемов затрат, нарушение сроков, предоставление недостоверной информации о выполнении работ.

Между тем капитальный ремонт как одна из основных жилищно-коммунальных услуг направлен на создание комфортных условий для проживания. Но отсутствие должного контроля со стороны заказчиков за его проведением влечет систематическое несоблюдение нормативных сроков. По сведению органов Госстройнадзора, в 2021‑м в Могилевской области на 58 из 237 объектов жилфонда отмечено превышение нормативных сроков капитального ремонта. В первые шесть месяцев этого года аналогичная проблема была у 24 из 74 жилых домов.

Татьяна Седунова, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна