RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Помня Чернобыль… Ветеран-ликвидатор рассказывает о своем пребывании в зоне отчуждения

Деревня Борок Горбацевичского сельсовета – один из укромных уголков белорусской глубинки. Тенистые леса, живописные просторы, парящие в синеве неба белокрылые аисты – все дышит умиротворением и благодатью. Около семи лет проживает здесь вместе с семьей Василий Владимирович Фисюк, ветеран Бобруйского горрайотдела по ЧС. Трепетная красота окружающей природы радует душу, но порой, глядя на плавные кружения под облаками длинноногих аистов, Василий Владимирович чувствует, как к горлу подкатывает тугой комок – это бессердечная память рисует в его воображении сотни мертвых символов счастья, нелепо распластавших крылья вдоль обочин брагинских дорог жарким летом 1986 года…

Первое знакомство с профессией

Вхождение юного бобруйчанина Василия Фисюка во взрослую жизнь было прямым и понятным, как у большинства его ровесников. Парень закончил 8 классов, поступил в Бобруйское ПТУ №91, где получил специальность «электросварщик». В 1980 году молодой человек был призван на срочную армейскую службу, которую проходил в частях ПВО под Москвой. На протяжении двух лет в составе пожарного отделения он охранял второе транспортное кольцо Москвы. Именно в ту пору молодой человек по достоинству оценил работу спасателей, почувствовал азарт в борьбе со стихиями, узнал истинную цену победы над ними.

Вернувшись в Бобруйск после демобилизации, молодой человек попробовал себя в профессии сварщика на одном из предприятий города. Как раз в это время, в 1982 году, на Бобруйщине начался процесс военизации пожарных частей. Пожарной службе требовались физически сильные, уверенные в себе, выносливые, уравновешенные мужчины. Василий Фисюк, обладающий всеми перечисленными качествами, поступил на службу в пожарную часть №2. Начинал работу с должности старшего пожарного. Все шло своим чередом, а потом спокойное течение жизни кардинально поменялось.

Бросаться в самое пекло – долг спасателя

В 1986 году на Советский Союз обрушилась беда – авария на Чернобыльской АЭС. Страшные последствия самой тяжелой в человеческой истории техногенной катастрофы выпали на долю Беларуси. Вопросы о том, ехать или нет на ликвидацию последствий ядерного взрыва, в пожарных частях даже не обсуждались. Отправлялись спасатели в зону отчуждения вахтами по 15 суток. Тушили торфяники, леса, поля, дома в 60 километрах от места аварии. Временное пристанище оборудовали себе в одной из школ Брагина.

Хотел бы забыть, да не получается

– Все люди были уже эвакуированы, но оставались домашние животные – брошенные, предоставленные сами себе. Уже перед нашим отъездом я стал замечать, как они сбиваются в небольшие стаи и к людям не идут. Пустота в жилых домах давила морально. Без хозяйских рук все прямо на глазах приходило в ­упадок.

В тот год стояло очень жаркое лето. Помню, мы в первый день приезда для ликвидации последствий аварии проезжали мимо сельского магазина. Зашли, а там на прилавке целый брус масла лежит, и лишь один уголок от него отрезан. Видно, кто-то еще успел совершить покупку. Потом возвращались, опять зашли, а там это масло растаяло, растеклось по прилавку. Что особенно врезалось в память, так это дорога от Брагина до въезда в деревню, обочины которой были усеяны мертвыми аистами.

…Хотел бы забыть, да не получается, и сейчас какая-то тоска необъяснимая покоя не дает.

Огнеборец должен четко выполнять свои задачи

Отбыв вахту в Чернобыльской зоне, Василий Фисюк вновь вернулся на службу. В конце 1980-х годов на ул. Гагарина была построена пожарная часть. Василий Владимирович помнит, как новое здание возводили, что называется, с нуля. К этому времени у него уже были немалый опыт, знания, навыки, что послужило основанием для его назначения командиром отделения. За 20 лет безупречной службы довелось ему не раз рисковать собственной жизнью, немало пройти испытаний и повидать людского горя. К смерти и слезам пострадавших привыкнуть невозможно, но спасатель в первую очередь должен уметь четко выполнять свои задачи, чтобы минимизировать человеческие и материальные потери.

– А как супруга относилась к таким особенностям вашей работы? Переживала ведь, наверное? – спрашиваю Василия Владимировича.

– А кто ей правду скажет? – иронично улыбается он. – Зачем ей это знать? Дома я всегда говорил, что у меня все нормально, работа – как работа. Покажите мне хоть одного спасателя, который будет жаловаться жене, что ему тяжело. Если жалуется, значит, такому работнику не место в рядах огне­борцев.

Дружба остается такой же крепкой

Опасной профессии Василий Фисюк посвятил 20 лет. После выхода на пенсию связи с Бобруйским горрайотделом по ЧС не терял. За эти годы повзрос­лели и ступили на свой самостоятельный жизненный путь трое его детей. Вместе с супругой Василий Владимирович уехал подальше от городской суеты и свободное время посвящает домашнему хозяйству. С горечью ветеран отмечает, что с каждым годом ряды бывших сослуживцев редеют, но дружба между ними остается такой же крепкой, а профессионализм и опыт старшего поколения спасателей служат замечательным примером для молодых бойцов.

Валентина Милохина, bobrlife.by

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна