RU BY EN 中文
Twitter Instagram

РЕПОРТАЖ: Весновский дом-интернат: передовой опыт индивидуального развития и адаптации детей-инвалидов

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в жизнь общества постепенно становится магистральной линией социального развития Беларуси. Разработана специальная программа, главное внимание в которой уделяется жизненной компетенции таких детей, способности жить в нормальных средовых условиях. Значительных результатов в этой работе добился Весновский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. Не случайно коллектив учреждения удостоен премии «За духовное возрождение».

Главной гордостью соцучреждения является активная работа по реализации способностей, раскрытию творческого потенциала воспитанников. Не случайно все экскурсии для гостей, в том числе зарубежных, начинаются с посещения разнопрофильных мастерских. В интернате созданы и действуют 10 кружков, в которых дети и уже взрослые люди занимаются по самым различным направлениям деятельности от плетения из газетных трубочек, валяния из шерсти, вязания обуви до создания настоящих творческих шедевров - изготовления вышитых икон и написания картин.

Практически у каждого здесь свое направление работы. «В программу обучения наших подопечных включен этап профессионального самоопределения - период, когда молодой человек имеет возможность познакомиться с операциями нескольких типов производств и выбрать наиболее интересную и подходящую для него деятельность, - отмечает воспитатель с более чем 20-летним стажем Светлана Кузьмич. - Мы стараемся работать в разных направлениях и разных техниках. Это развивает моторику, позволяет нашим воспитанникам выбрать дело по душе, быть занятыми и приносить пользу обществу. Наши работы не залеживаются в учреждении, они успешно реализуются, в том числе через наш сувенирный магазин в Глуске».

«Детей с особенностями, конечно, не так просто чему-то научить. Для этого нужно приложить немало труда и терпения, - отмечает директор учреждения Вячеслав Климович. - Но это хочется делать, поскольку они сами с большим желанием стремятся к этому. Для них большая радость чувствовать себя в чем-то полезными, сделать еще один шаг к самостоятельности и социальной адаптации».

У Александра Голодаева нет ног и практически не работают руки, но он научился рисовать ртом. Причем он может не только выполнять простые операции, к примеру раскрашивать стебельки искусственных цветов для икебан или панно, но и заниматься художественной росписью. «Мне нравится быть занятым и приносить радость людям своей работой, - поделился Александр. - Еще я увлекаюсь компьютерным дизайном, монтирую видеофильмы, делаю фотоколлажи, видеоролики, в том числе о нашем учреждении».

Раиса Звонцова под руководством воспитателя Светланы Антюшени освоила изготовление лепестков из различных тканей для цветов. Ей уже доверяют весь процесс - даже использование огня зажигалки для удаления бахромы. «Я не только умею работать в мастерской, - с гордостью говорит она. - Уже научилась жарить рыбу, убирать в своей комнате, умею чистить и варить картошку, печь блины». Раиса проживает не в самом учреждении, а в доме сопровождаемого проживания, где почти все делает самостоятельно. 

Работа по сопровождаемому проживанию ведется в интернате с 2008 года. Пилотный проект начали с девочками. За счет средств ирландской благотворительной организации «Проект помощи детям Чернобыля», с которой учреждение сотрудничает уже 20 лет, в 2015 году открыли отделение для юношей. В них проживают 42 воспитанника (25% общей численности).

«В 2017 году при поддержке ирландских партнеров мы начали реализацию нового совместного проекта, главная цель которого - специальное обучение, направленное на обретение навыков самостоятельности воспитанников интерната в возрасте от 9 до 15 лет, - рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Карпович. - Для этого отремонтировали группу №7 интерната, оснастили ее необходимым оборудованием и мебелью. Сюда отобраны дети с потенциалом дальнейшего самостоятельного проживания под минимальным контролем взрослых. Они проходят теорию, получают навыки самообслуживания, с ними ведется целенаправленная работа по социальной адаптации. Наша главная задача, чтобы по достижении ими 18 лет их не лишили дееспособности».

Значительное внимание уделяется приобретению детьми трудовых навыков. Многие ребята, освоив профессии отделочника и сборщика, в учебной мастерской выпускают стулья, столы и другие предметы мебели, которые затем реализуют. В летний период проживающие привлекаются к сельхозработам. Благодаря такой трудотерапии учреждение практически полностью обеспечивает себя свежими овощами и фруктами, выращенными на землях интерната, а также ягодами, собранными воспитанниками в лесу.

«Мне по душе мое занятие, сам процесс сборки мебели, - говорит воспитанник учреждения Александр Медовский. - У меня в день получается собирать один-два стула. Еще я увлекаюсь спортом». Как оказалось, Александр местная спортивная звезда: он обладатель нескольких наград, победитель и призер специальных международных соревнований.

Занятие физкультурой и спортом - один из приоритетов в работе с воспитанниками. «Мы стараемся приобщить к спорту максимальное количество наших подопечных, - отмечает главный генератор и вдохновитель этого процесса воспитатель Александр Петров. - Развиваем разные направления, но основными являются мини-футбол, волейбол, баскетбол, плавание и настольный теннис. Поскольку у нас нет своего бассейна, детей два раза в неделю возим в Глуск, а волейболом занимаемся в местной гимназии вместе с ее учащимися. Постоянно выезжаем на различные соревнования. Как результат имеем неоднократные победы в турнирах, в том числе международного уровня. Достаточно сказать, что на специальных Олимпийских юношеских играх в Италии по легкой атлетике воспитанники интерната завоевали 6 золотых, 2 серебряные и 2 бронзовые медали. Кстати, сегодня спортивная команда учреждения участвует в республиканской спартакиаде среди домов-интернатов в Стайках.

Воспитанники интерната принимают активное участие в различных музыкальных конкурсах и фестивалях, ходят в турпоходы, ездят на экскурсии, проходят оздоровление как в Беларуси, так и за рубежом. Еще одним элементом социальной адаптации является работа по программе «Гостевая семья». Это позволяет воспитанникам пожить не только в семьях работников интерната, но и своих друзей, с которыми они познакомились в поездках по Беларуси и за рубежом. В настоящее время созданы 14 гостевых семей.

В самом учреждении созданы все необходимые условия для образовательного и воспитательного процесса, медицинского обслуживания, обеспечен комфортный быт и проживание. «У наших воспитанников есть все необходимое, но самое главное, они окружены теплом и вниманием персонала, - подчеркивает Вячеслав Климович. - У нас работать непросто, но к нам приходят неравнодушные люди, которые готовы вкладывать душу, тепло сердец и мастерство, чтобы помочь детям стать личностью, развиться духовно». Для улучшения качества обслуживания и проведения реабилитационных мероприятий по совместному проекту с ирландскими партнерами на постоянной основе в интернате сверх штата работают 5 медсестер, 14 помощников воспитателей и один воспитатель. Их труд оплачивает ирландская благотворительная организация «Проект помощи детям Чернобыля». «Работа дополнительного персонала приносит значительный эффект в улучшении физического и эмоционального состояния воспитанников», - заметил директор.

В доме-интернате не собираются останавливаться на достигнутом. В планах расширение столярного производства, проведение стандартизации и сертификации производимой продукции, освоение новых направлений работы в творческих мастерских и видов изделий, организация новых форм социально-психолого-педагогического сопровождения. «Мы намерены более активно работать по организации самозанятости наших проживающих, - делится планами Вячеслав Климович. - Яркий пример этому наш воспитанник Михаил Рунцевич, которому мы помогли открыть в Глуске собственную мастерскую по ремонту обуви. Таких примеров должно быть как можно больше. И здесь нужна поддержка государства и местных органов власти для создания на производствах мест защищенного труда, требуются законодательные акты, определяющие пути трудоустройства этой категории инвалидов».

В планах на текущий год и строительство небольшой деревянной часовни на территории соцучреждения. Уже разработан эскиз, ведется поиск и заготовка строительных материалов. Готовы подставить плечо в благом деле партнеры и спонсоры, а воспитанник интерната Вячеслав Браусов уже передал для будущей часовни икону с вышитым им собственными руками образом Божией Матери, которая, как он верит, будет хранить и оберегать их общий дом.

Весновский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития работает с 1 августа 1965 года и находится в подчинении комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома. Интернат представляет собой современное учреждение, которое имеет хорошую материально-техническую базу, оборудование, коллектив профессионалов-единомышленников, благоустроенную территорию. Здесь созданы необходимые условия для безопасного и комфортного проживания воспитанников, проводится целенаправленная работа по их обучению и организации досуга. Они все получают необходимое поддерживающее и профилактическое лечение. В настоящее время в интернате проживают 166 человек в возрасте от 6 до 40 лет.

БЕЛТА

 

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна