RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Со школьниками, их родителями учительница Тамара Кондратьева колесит по местам боевой славы

История по судьбам земляков

В Бобруйском районе три деревни Михалево. В Михалево-1 в УПК «Детский сад — средняя школа» каждый день из Бобруйска, за 20 с лишним километров, приезжает на уроки 71-летняя Тамара Кондратьева. Она не только учитель белорусского языка и литературы, но и активный краевед. Любовь к родному языку, малой родине, истории Тамара Васильевна много лет прививает детям.

— Василий Балыко, Петр и Любовь Дорошенко, Иван Зайцев, Дмитрий и Ольга Манько… 25 наших земляков, молодых ребят из Михалева и села Барак, домой не вернулись, погибли за Родину, — ведет нас на экскурсию по школьному музею 15-летний девятиклассник Павел Ригоревич. — Среди них были и первые выпускники школы, сведения о которых собрали наши наставники, фотографии передали родные героев.

Сменяют гида Пашу сестры Насухо:

— Есть у нас воспоминания участников Великой Отечественной войны, трогательные письма красноармейцев родным, датированные 1941—1944 годами, а еще солдатская амуниция: каски, фляги.

Восьмиклассница Мария в будущем мечтает стать военнослужащим, поступить в кадетский корпус, девятиклассница Аня — выучиться на доктора. Но обе убеждены: историю родного края должен знать каждый.

Михалевские школьники о войне могут рассказать многое: сколько подпольных организаций действовало в окрестностях, сколько деревень сожгли фашисты и какое количество крестьян погибло. Интерес к изучению истории родного края у ребят пробудила Тамара Кондратьева. Больше десяти лет ведет научную работу, посвященную периоду Великой Отечественной на территории района. Сейчас вместе со школьниками собирает материалы о «рельсовой войне».

— До пандемии часто ездили в экспедиции по району, искали очевидцев, записывали их воспоминания. Старались успеть как можно больше, ведь с годами этих людей все меньше, — уточняет собеседница. — Информацию о подпольщиках и партизанах искали по крупицам: в музеях, Бобруйском и Могилевском архивах, Национальной библиотеке и Национальном архиве.

И собрали много интересных сведений. К примеру, Тамара Васильевна ведет летопись диверсионной деятельности партизан и подпольщиков на территории района. У нее все систематизировано: в какой день сколько поездов они пустили под откос, сколько фашистов истребили.

— Я не историк, но ученикам, которые основательно интересуются военным прошлым, рассказываю о Герое Советского Союза Владимире Парахневиче, педагоге, который в годы войны был командиром диверсионной группы партизанского отряда, о подпольщике Павле Дудале и других героях «рельсовой войны», о мирных жителях, зверски замученных фашистами. Например, о семье Маевских, ее глава Анатолий держал связь с партизанами. Однажды немцы нашли у него в амбаре, в зерне, оружие. Пытали нещадно: избили, переломали ребра и позвоночник, а потом расстреляли его и близких — 19 человек…

Откуда у нее, филолога, такой интерес к военной истории?

— Нет ни одной белорусской семьи, которую не коснулась бы та беда. Моя мама в 19 лет осиротела, уехала учиться в Ленинград, где ее и застала война. Потом рассказывала мне и про скудный блокадный паек, и про то, как они, молодые девочки, «гасили зажигалки» — сбрасывали с крыш фугасные снаряды. Отец мой был в партизанском отряде, воевал с фашистами, домой вернулся ослепшим на один глаз… Наши дети, внуки должны осознавать: любая война — страшное горе. На уроках истории им рассказывают о Великой Отечественной. Но ведь куда интереснее изучать ее через судьбы земляков: это ближе, роднее, — уверена наставница.

Со школьниками и их родителями Тамара Васильевна колесит не только по местам боевой славы. Показывая им останки панских усадеб, старинные храмы, рассказывает и о довоенном прошлом малой родины. К слову, в их небольшом школьном музее есть коллекция археологических экспонатов, древней керамики, найденной в ходе раскопок на территории Бобруйского района.

— В нашей школе 112 учеников, 20 педагогов. Тамара Васильевна — старейший наставник, прекрасный специалист. Она удостоена грамот райисполкома, облисполкома, в свое время — Почетной грамоты БССР за успехи в воспитании учащихся, — подчеркивает директор школы Вероника Подоляк.Благодаря ей, активной, целе­устремленной, творческой, дети влюбляются в историю, отлично знают белорусский язык и литературу и впоследствии тоже выбирают эти специальности.

Павел Ригоревич — тому подтверждение:

— Себя вижу историком, после школы планирую поступать на истфак МГУ имени Кулешова. А пока будем пополнять музейную школьную коллекцию.

Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна