RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Ставка на импортозамещение и новые рынки сбыта позволяют «Бобруйскагромашу» наращивать объем производства

Вызовы для предприимчивых

Крупнейший производитель сельхозтехники в Восточной Европе ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш» расширяет свое присутствие в странах Африки и Азии. Возможности тюнинга машин для аграриев позволяют производить под заказ и «тропическую» версию, и евростандарт. Санкции Запада бобруйское предприятие переносит безболезненно благодаря четкой работе маркетинговой службы и комплексному подходу к решению проблемы импортозамещения, учитывающему, помимо наращивания доли отечественных комплектующих, также повышение качества продукции и обеспечение ее разнообразия.

— Сегодня у нас заказов столько, что желающие заработать сверху остаются за станками овертайм, — говорит Алексей Корнилов, проработавший на «Бобруйскагромаше» 30 лет.

Корнилов пришел на завод восемнадцатилетним парнем, сменив карьеру футболиста на рабочего. Играл во второй лиге, но из-за травмы пришлось научиться зарабатывать не ногами, а руками: он станочник-универсал. Спортивному таланту здесь тоже нашлось применение: Алексей — тренер футбольной команды. Год назад благодаря Президентскому спортивному клубу за достижения в любительских чемпионатах на территории завода построили стадион по мини-футболу. Спады и подъемы в истории «Бобруйскагромаша» за три десятилетия Алексей Корнилов почувствовал на себе:

— 1990-е были тяжелыми для всей промышленности, пережили и мировой экономический кризис, и простои. Сейчас завод на подъеме. Если свое дело знаешь, две тысячи рублей заработать можно.

Сегодня нужны умные рабочие, которые быстро изготовят деталь по чертежу, владеют числовым программным управлением. К нам в прошлом году пришли 70 молодых специалистов, и в этом ждем пополнение.

Представительницам прекрасного пола на заводе доверяют самую скрупулезную работу — контролировать качество деталей и управлять мостовыми кранами, что под потолком цехов. Когда шли знакомиться с маляром, то представляли работницу в запачканной краской спецовке и с кисточкой в руках. Двадцатилетняя Ольга Добриднева в белоснежном комбинезоне включила в новенькой окрасочной камере вентиляцию, взяла в руки пульверизатор и продемонстрировала ювелирную работу:

— Если я забрызгаю краской колеса, то у покупателя сложится впечатление, что и техника ненадежная, ведь встречают по одежке. Наш фирменный цвет — зеленый, а логотип — бобр — в честь Боб­руйска. Африканские кли­ен­ты, наверное, не знают такого экзотического зверя, зато знают, что «Сделано в Беларуси» — знак качества.

Соцпакет на заводе привлекательный: общежитие, медицинская страховка. Планирую создать семью, так что мне нужна стабильная зарплата. Подруга посоветовала устроиться на завод.

Новые окрасочные камеры, токарные центры с программным управлением, пра­вильная машина для устранения кривизны металлических заготовок, полсотни новых сварочных аппаратов: список последней волны модернизации производства на заводе составил более ста пунктов. Техперевооружение стало возможным благодаря госпрограмме развития машиностроения. Новое оборудование — это не только качество, но и скорость изготовления машин. А данный фактор в условиях повышенного спроса, считает начальник техбюро Вячеслав Грибовский, самый важный:

— Когда я пришел на завод без малого 20 лет назад, рынок был другим, мы из года в год делали одни и те же машины.

Сегодня у нас есть «тропический» вариант: специальное покрытие защищает резину и краску от палящего солнца и соленого воздуха. А есть евростандарт — до проблем с границами мы успешно поставляли свою технику в 11 стран ЕС.

Наши партнеры из Евросоюза заинтересованы в поставках, и мы общими усилиями пытаемся найти взаимовыгодные пути, которые закрыли горе-политики.

Задача техбюро, возглавляемого Вячеславом Грибовским, — максимально быстро «сырой» чертеж воплотить в опытный образец машины, чтобы агрегат после полевых испытаний успел к очередной выставке. Последняя была в Зимбабве. Вячеслав сравнивает рынок сельхозтехники с фешен-индустрией, с модной новинкой нужно первым оказаться на рынке, а еще лучше — диктовать моду самим, опережая ожидания клиентов:

— Фишка белорусской техники — простота и надежность. Мы не используем, к примеру, дешевый тонкий металл, экономить на качестве могут себе позволить фирмы-однодневки. Модернизация — это и есть точка роста, когда мы ускоряем процесс производства. Бизнес — как шахматная игра, нужно обдумывать несколько ходов вперед. Скажем, мы без труда смогли бы продавать нашу технику только на российском рынке — он в состоянии поглотить больше, чем завод способен произвести. Но мы делаем задел на случай форс-мажора, активно торгуем с Зимбабве, Нигерией, прорабатываем крупный контракт с Мадагаскаром и Монголией.

Импортный режущий брус для косилки, который раньше закупали в Италии, теперь производят в Бобруйске. Альтернативу украинским гидромоторам изготавливает Житковичский моторостроительный завод. Испытания проходят импортозамещающие машины для пересадки деревьев — ранее такие в Беларуси не производились. Санкции только подстегнули белорусских машиностроителей к самодостаточности.

Отечественный потребитель сегодня тоже не лыком шит, бобруйским машиностроителям приходится конкурировать с мировыми лидерами рынка. Пресс-подборщики льна белорусские аграрии уже требуют с информационно-управляющей системой, а агрохолдинги заказывают сверхвместительную технику. Так что пока иностранные поставщики сворачивают свои производства, бобруйские машиностроители отмечают возросший спрос и готовы занять неизведанные ниши. Новые вызовы для предприимчивых людей — это всегда новые возможности.

СКАЗАНО

— Да, санкции не сахар. Не только морально, но и экономически, юридически. Но мы выдержим. Это нас и закаляет.

Александр Лукашенко на церемонии возложения венков к монументу Победы по случаю 77-й годовщины Великой Победы, 9 мая 2022 года.

Елена Кукшинская, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна