Рус Бел Eng 中文

Сыровары трех районов Могилевской области реализуют совместные проекты для продвижения продукции

Посещая в мае фермерский экорынок в Минском районе, Президент потребовал навести порядок на потребительских рынках и обеспечить доступ фермерам. Почти за 300 километров на этот рынок поставляют свою продукцию сыровары из Славгородского района. За последний год клуб сыроваров юго‑восточного региона Могилевской области объединил производителей трех районов. Очевидно, что, живя в глубинке, на фермерский рынок в столицу или даже в областной центр не наездишься. Поэтому сырных дел мастера деревенские берут на вооружение эффективные маркетинговые инструменты: брендирование продукции, интернет-магазины, гастрономический туризм и не только.

В минувшие выходные в Славгородском районе, у Голубой криницы, прошел уже 9-й по счету кулинарный фестиваль «Сырный фест», на который съехались сыровары из Славгородского, Чериковского и Краснопольского районов.

Общими усилиями

Сыроварением фельдшер из агрогородка Горы Краснопольского района Ирина Алексеенко занимается всего год, но уже получила весомую прибавку в семейный бюджет: 

— У меня две коровы. Арифметика простая: десять литров молока я сдам за шесть рублей, а один килограмм сыра стоит около 20. В сезон на сырах могу заработать 500—600 рублей. В нашем агрогородке большое хозяйство держат многие. Судите сами: на 300 жителей — 80 коров. 

Сначала краснопольские сыровары — шесть хозяек — объединились в кооператив «Горская скарбнiца». А год назад скооперировались с коллегами по бизнесу из соседнего Славгородского района. Суть коллаборации, поясняет Ирина Алексеенко, в узнаваемости бренда и диверсификации рынков:

— Райцентр от нас в 20 километрах, рыночный день один — четверг, а все наши сыровары имеют основное место работы, и не каждый в будний день может выехать торговать, поэтому развозим сыры по очереди. Совсем другое дело — оптовые продажи на ярмарках. К примеру, на фестивале «Золотая пчелка» в Климовичах распродали 50 килограммов нашей продукции! Под уже раскрученным брендом «Гаспадарчы сыр», который принадлежит нашим славгородским партнерам. Они почти десять лет развивают сыроварение.

Интернет в помощь

Управляющая делами Гиженского сельисполкома Славгородского района и хозяйка агроусадьбы «Сырная» Людмила Ерофеева — одна из тех, кто дает мастер-классы по сыроварению:

— У нас, конечно, не молокозавод, но ситуация на рынке очень быстро меняется и нужно подстраиваться. К примеру, по одной из наших инициатив по гранту мы купили фургончик, возили наши сыры на рынки в соседние районы. А потом по какой-то причине продажи упали. Стали искать другие маркетинговые ходы. Я часть продукции передаю на фермерский рынок — тот самый, который недавно посещал Президент. Он и на сырном фестивале в Славгороде был — наш натурпродукт ему понравился. Делаем ставку на туристов. В своей усадьбе принимаю любителей гастрономического туризма. У меня есть сайт, через который я хотела бы продавать свою продукцию, но торговля через него идет пока плохо.

«Электронные продажи» — как раз тема ближайшего тренинга, на который Людмила Ерофеева поедет в Краснополье. Новая инициатива «Малочны куфэрак» объединила сыроваров теперь уже трех районов: к Краснопольскому и Славгородскому присоединился еще Чериковский. Провели четыре мастер-класса, на последнем учились варить качокавалло и качотту. Скоро заработает общий сайт с видеоуроками и интернет-витриной сыров. 

Сырных дел мастера записываются также на курсы в Центр сельского развития и поддержки. Это еще одна инициатива в Славгородском районе — часть проекта «Мост». Название его связано с тем, что через Сож построили мост к Голубой кринице, куда съезжаются туристы. Там обустроили торговые ряды, кемпинги, автостоянки, а у сыроваров, пчеловодов, ремесленников, хозяев агроусадеб расширились возможности реализовать свои продукты и услуги.

ПРЯМАЯ ­РЕЧЬ

Руслан Илларионов — заместитель председателя Славгородского райисполкома:

— Инициативные предприниматели, фермеры наряду с руководителями районных организаций вошли в состав комиссии, которая разрабатывает программу устойчивого развития района. Мы определили для себя четыре точки роста: туризм, экология, производство, кадровый потенциал. Сегодня субъектами малого и среднего бизнеса формируется четверть районного бюджета, у нас их более двухсот. А еще девять фермеров и тринадцать агроусадеб. Что касается проекта «Мост» (пилотная экобизнес-модель для регионального экономического роста), то он должен стать драйвером для наших инициативных жителей. Недалеко от Голубой криницы в Каменке уже построены три здания, где слушатели Центра сельского развития смогут остановиться, обучиться на тренингах. Летом начнут работать обучающие курсы. И мы рассчитываем на экономический эффект государственно-частного партнерства, но в основе должна лежать инициатива самих людей.

Елена Кукшинская, фото -Андрей Сазонов, СБ, Мариам Табагари

 

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна