Рус Бел Eng 中文

В Чериковском районе провели древний обряд «Брязгун»

В деревне Чериковского района сохранили и берегут традиции уникального обряда «Брязгун» в честь святой иконы Петра и Павла и чудотворного источника. В здешних местах праздник «Брязгун» устраивали издавна. Добрая традиция чествования святой иконы Петра и Павла и чудотворного источника жива и поныне. Корреспондент СБ присоединилась к паломникам, прибывшим к святому источнику из Чериковского, Чаусского, Славгородского, Климовичского, Могилевского, Кричевского, Краснопольского районов и соседней Гомельской области.

В небольшую деревушку Норки, где 50 жителей, исполнителей на региональный конкурс ансамблей фольклорной и народной песни «Из века в век» прибыли 70 человек.

В составе «Щедреца» исполнители от 25 до 50 лет. Климовичский район представляли сразу два коллектива: народный фольклорный этнографический ансамбль «Острянка» и детский образцовый «Остряночка».

— Привезли аутентичные песни наших предков, которые передаем из поколения в поколение. Я родом из деревни Старый Дедин, у нее богатая история, в прошлом году ей исполнилось 1035 лет, — говорит участница «Острянки» Марина Баранова. — В свое время в коллективе выступала моя мама Татьяна Скотская, пока учились в школе, пели мои сыновья — Дмитрий и Андрей. Теперь участник «Остряночки» мой племянник Данила.

Даниле Гришукевичу 17 лет. Учащийся Могилевского музыкального колледжа имени Римского-Корсакова играет на ударных, фортепиано, баяне:

— С 12 лет участвую в этнофестивалях. А в свободное от учебы время хожу в сельский клуб на репетиции «Острянки», записываю уникальные бабушкины-прабабушкины песни на диктофон, дома перекладываю на ноты, рядом помечаю текст — чтобы культурное наследие не затерялось во времени.

Пока Данила «увековечил» 15 песен и намерен продолжить работу.

— Издавна в июле накануне дня праздника Святых апостолов Петра и Павла наши предки украшали обрядовую свечу, утром выносили из дома икону, которой больше 300 лет, — хорошо помнит 82-летняя уроженка деревни Норки Нина Господарева. — С ней шли крестным ходом к целебному источнику, что в лесу, километрах в четырех от села. После ритуала освящения окунались в него, набирали воду, прикладывались к иконе, просили здоровья и исцеления. Моей семье помогло. Четверо сыновей у меня, и как-то с младшим Сашей беда приключилась: попал в аварию. День и ночь молилась, и он пошел на поправку.

На криницу после концерта крестным ходом шли паломники и в этот раз. По преданию, она намоленная. Много веков назад случилась тут страшная засуха, и стали сельчане просить высшие силы о спасении. Вскоре услышали брязганье, пошли на звук и обнаружили: в лесу пробился источник, вода из которого хлестала как фонтан. Из-за сильного звука и назвали его Брязгуном. Осознав, что чудо произошло в дни памяти апостолов Петра и Павла, взяли на себя оброк: собрали деньги, купили икону и передавали из дома в дом. Последние годы ее хранителями были Нина Господарева и теща ее сына Александра — Любовь Чепелина. А как состарились, решили передать святыню в храм, по словам Нины Акимовны, для пущей безопасности.

— Сколько тут живу, столько в Норках этот обряд проводят, — уверяет председатель Веремейского сельсовета Виктор Иваньков. — Хотя знаю, что в годы гонения на верующих его запрещали, а саму криницу пробовали закатать — подогнали бульдозер, сломали крест… Только вода пробилась снова и зазвенела еще ярче — на всю округу. С той поры жители Норок за источником ухаживали. А село было большое, его называли Китай-город: народу — человек 500. Хранить у себя в хате целый год икону мечтал каждый, но доверяли ее самым достойным: трудолюбивым, порядочным, непьющим.

Ухаживать за криницей сельчанам помогают сельсовет, рай­исполком, сотрудники МЧС, лесхоза: скашивают траву, ремонтируют каплицу, скамейки и беседки. Чтобы было красиво и уютно.

По словам Виктора Петровича, до пандемии на «Брязгун» к ним не только белорусы съезжались, но и украинцы, россияне. Он и сам россиянин. Уроженец Брянской области, в Чериковский район перебрался в 1992 году. По распределению после БГСХА пошел работать на агрокомплекс «Светлый» — начальником цеха. Жена туда же — зоотехником. «Чериковский район — моя вторая родина. Край, который мне дорог. А традиции у нас, братьев-славян, испокон веков общие», — подытоживает Иваньков.

— Сельчане дорожат своей святыней — иконой, считают ее оберегом Норок, — заверяет начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Чериковского райисполкома Екатерина Каркозова. — А обряд «Брязгун» стал брендом района. Десять лет назад ему присвоили статус нематериальной историко-культурной ценности. И наша главная задача — сохранить, популяризировать уникальное достояние и передать последующим поколениям.

Ольга Кисляк, СБ, фото Светланы Секушенко

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна