RU BY EN 中文
Twitter Instagram

В обновленной школе в Климовичах созданы лучшие условия для развития детей

Разноцветный марафон знаний

Капитальный ремонт с модернизацией здания бывшего профтехучилища завершили минувшей осенью в Климовичах. В него и переехала школа № 4, отметившая в прошлом году свое 75-летие. Строение выделяется не только разноцветной окраской, но и многообразием подходов в учебной деятельности. Примечательно, что современный проект предусматривал инклюзивную среду: оборудованы удобные подъезды, специальные обозначения для ребят с нарушениями зрения, рассказала директор Антонина Шишенок.

Обновленная школа рассчитана на 250 человек, но желающих учиться здесь немало. Сейчас ребят 257.

— В прежней, бывало, учились в две смены, а теперь в одну. Просторно, тепло, организован удобный подвоз ребят из Осмоловичей и Тимоново, — говорит директор.

В коридоре обращаем внимание на необычную выставку. Тонкая резьба по дереву: картины, подсвечники и фигуры животных, вазы, самодельные сани… Заместитель директора по воспитательной работе Ольга Тимошенко знакомит нас с вдохновителем этой красоты — учителем трудового обучения Валерием Новогродским. Валерий Антонович ведет кружок «Пропильная резьба», причем в нем активно участвуют дети с особенностями развития, а также те, с кем проводится индивидуальная профилактическая работа. Педагогу удается найти к каждому подход, ребята готовы часами трудиться над сложной деталью.

Как пояснила директор, инклюзивные классы для школы — давняя традиция. Правда, часть уроков проводится вместе со всеми детьми, часть — по индивидуальной программе. В третьем классе 20 учеников, двое ребят с особенностями. В шестом — восемнадцать, четверо с особенностями.

— Стараемся детей не разделять, воспитательные часы, в том числе классные, вместе, все участвуют в меру возможностей и способностей, — подвела итог заместитель директора Ольга Тимошенко. — Интегрируем максимально. При работе с учителем-дефектологом им больше внимания.

Не могу не спросить об отношении родителей обычных детей. Но и здесь климовчане не подводят: по словам педагогов, недовольства никто не выказывал.

— С детского сада они учатся вместе, ведь город небольшой, — поясняет директор. — Никаких проблем. Бывает, малыши плачут, когда что-то не получается, тогда учитель уделяет им больше внимания, поддерживает. Благодаря такой практике ребята понимают, что мир разнообразен, люди непохожи друг на друга, но важно дружить, общаться.

Примечательно, что выпускники инклюзивных классов учатся потом в Бобруйске и Могилеве, получают профессии, к примеру садовода. Некоторые работают на швейной фабрике в областном центре.

— По программе у них предусмотрено больше уроков труда, — пояснила Антонина Шишенок. — Привлекаем по вторичной занятости: летом в трудовом лагере шьют постельное белье с одноклассниками. Иногда у них получается лучше, чем у сверстников.

Выпускник одного из таких классов Андрей Афанасов талантливо вырезал изделия из дерева, кропотливо и аккуратно. Удавалось ему и рисование. По сведениям наставников, сейчас трудится озеленителем в Могилеве.

Есть и другие примеры, когда благодаря своевременной поддержке необычные дети нашли себя в жизни.

— У Екатерины Дрягилевой были проблемы с речью, зато талант шить и вышивать, — продолжает педагог. — Сейчас работает в автопарке.

Не так давно в школе провели предметную неделю в начальных классах «Разноцветный марафон знаний». Девиз: «Удивление! Разнообразие! Творчество! Дружба! Фантазия!».

— Помогаем детям с особенностями развития социализироваться в обществе. Они находят друзей, общаются со сверстниками, классными руководителями и учителями, — отмечает Антонина Михайловна. — В коллективе не чувствуют себя ущемленными, ведь одноклассники относятся к ним с пониманием, поддерживают. Занимаются такие ребята по облегченной индивидуальной программе.

ЦИТАТА

«В Беларуси 237 учреждений специального образования для детей с особенностями развития. Практически в каждом районе страны работает центр коррекционно-развивающего обучения. Около 70 процентов ребят с особенностями психофизического развития обучаются в интегрированных классах, а также в ссузах и вузах республики. Сеть таких учреждений образования у нас достаточно развита, однако существует проблема подготовки кадров и формирования инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса».

Министр образования Андрей Иванец на выездном заседании Консультативного совета при Совете Республики по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития в Полоцке.

Алена Яско, фото Дарьи Титовой и из архива СШ № 4 г. Климовичи, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна