RU BY EN 中文

Вопрос с дорогой в Белыничском районе после обращения в газету получил продолжение, но пока не снят с контроля

Любые дóроги дороги

Даже за мелкими в масштабах региона сельскими проблемами стоят интересы людей, которые нельзя игнорировать

Деревня Большой Трилесин Белыничского района для корреспондентов издательского дома «Беларусь сегодня» хорошо знакома. Еще осенью разбирались в проблеме сельчан: они жаловались на дорожную пыль от проезжающих машин. Тогда в сентябре в «Сельской газете» вышел материал «Если без шума и пыли, то... с асфальтом».

Асфальта в деревне нет, а по песчано-гравийной дороге в сезон полевых работ активно ходит тяжелая техника. Поднимаемая колесами пыль не только оседает на огородах и садах, но и не дает жителям нормально дышать. 

Дорожные службы, областные чиновники, размышляя масштабами и интересами всего региона, давали однозначный ответ: пока бюджет не позволяет положить в Большом Трилесине асфальт.

Все, что было возможно, оперативно сделано путем подсыпки проблемного участка асфальтогранулятом. Выражаясь простым языком, последний представляет собой асфальтную крошку, полученную путем измельчения старого асфальтного покрытия.

Сельчане такой шаг оценили, но замечают: их вопрос ведь все равно не решен. Опасаются: сойдет снег, земля подсохнет, и проблема вернется… «СБ. Беларусь сегодня» инициировала повторный сельский сход, чтобы сообща обсудить дорожную карту деревенского масштаба.

Пыль да туман

Большой Трилесин — типичная деревенька со своим размеренным укладом. Здесь около 40 домовладений и 80 зарегистрированных человек. Некоторые сельчане проживают в населенном пункте постоянно, другие используют участки как дачи. В морозный будний день на улице Центральной (она-то и вызывает возмущение) многолюдно — на сходе около двух десятков жителей. О том, что намечается большое собрание по дороге с участием председателя Белыничского районного Совета депутатов, начальника и главного инженера белыничского ДРСУ № 170, сельчане узнали от председателя Головчинского сельисполкома Александра Левковича. Оповестил многих и староста деревни Василий Лосецкий. Чтобы выдержать кворум, жители отложили домашние дела, отпросились с работы. Собрались не только поделиться наболевшим, а буквально каждому было что сказать, но и выслушать депутатов, представителей дорожных служб.

Говорим на улице. Слово берет председатель Белыничского районного Совета депутатов Андрей Саланинка:

— Уважаемые жители! Понимаем, что проблема с пылью сезонная, но для вас острая, ведь влияет на качество жизни. Что уже сделано в Большом Трилесине, чтобы снизить уровень пыли? В октябре филиал «Могилев­облдорстрой» ДРСУ № 170, на балансе которого и находится проблемный участок в 700 с лишним метров, подсыпал его асфальтогранулятом.

— Начали с отрезка в 150 метров, — уточняет начальник ДРСУ Александр Бисюков. — Финансирование на ремонт и содержание дорог идет из областного бюджета. А подсыпку делали за свой счет, своими силами. Чтобы хоть на время снять остроту вопроса, сделать людям лучше, пошли на некоторые отступления от требований строительных норм и правил, которые регламентируют механизм использования такого материала.

Асфальтогранулята хватило аккурат до предпоследнего дома деревни, в котором живут супруги Зорочкины. Местные власти они как раз благодарят.

— Когда подсыпали нашу улицу, стало очень хорошо! Если бы дорога не оборвалась, а «пошла» чуть дальше, за деревню, было бы вообще замечательно. Нам больше ничего и не надо, — замечает Антонина Егоровна.

У Ольги Сипайло отличное от Антонины Зорочкиной мнение. Ольга Макаровна живет чуть в стороне от запыленной дороги. Но проблемы жителей улицы Центральной ей не чужды:

— Мы, старики, сами себя обеспечиваем, обслуживаем. Но есть вопросы, которые не можем решить без сторонней помощи. «СБ. Беларусь сегодня» выписываю давно, ее читала еще моя мама. Газета авторитетная, поэтому и просим ее о помощи. Мой брат Василий Макарович Маньковский написал письмо в редакцию, в котором просил справедливо разобраться в теме. 

Быть может, в масштабах страны наш вопрос покажется не таким значимым. Но живем с проблемой каждый сухой день в году.

Да, участок подсыпали. Но сейчас дорога засыпана снегом, все гладенько. А что будет весной?

Ольгу Макаровну уполномочила высказать свое мнение и сельчанка Мария Лужкова, которая на зиму уехала в Могилев. Дом Марии Федоровны вблизи от места нашего сбора, прямо на изгибе Центральной.

— С Марией обсуждали тему буквально на днях. После подсыпки ямки положили асфальтогранулят! — сетует Макаровна, высказывая и свои мысли, и передавая слова односельчанки.

— Дошло до того, что ее дети не хотят ехать в деревню, не могут тут ягоды или огурцы с огорода собрать.

Я живу чуть в стороне, но уже в 05:30 утра слышу, как едет техника. Шум, а вместе с ней пыль стеной! Не голословна: имеются документы из Белыничского районного центра гигиены и эпидемиологии, областного и республиканского центров.

Заключение санслужб однозначное: превышение пылевидных частиц. Если наше здоровье не основание для улучшения ситуации, то что тогда?

Может, после этого собрания вопрос разрешится, учитывая, что здесь председатель райсовета депутатов, начальник ДРСУ.

— Уже не говорим, что окно не открыть, белье не повесить, — поддерживает аргументацию Ольги Макаровны жительница деревни Ирина Ядченко. — Вот бы заасфальтировали дорогу...

Вопрос на контроле

В таком итоге заинтересованы и районные власти, и дорожники. Но не все решается одномоментно, поясняет начальник ремстройуправления Александр Бисюков:

— В нашем районе 487 километров дорожной сети и лишь 203 — с усовершенствованным покрытием. Остальные — без асфальта, как в Большом Трилесине. Подобные проблемы испытывают жители более тысячи дворов. Однако каждый год по максимуму стараемся убирать такие сложные адреса с районной дорожной карты. В этом году, к примеру, заасфальтировали почти три километра от улицы Михайловской в Белыничах, которая ведет сразу к нескольким деревням, а также к свинокомплексу. В Малых Васильках, где пару жилых домов, отремонтировали мост, на транспортной артерии Светиловичи — Лебедянка — Борок дорожники дошли до 10‑го километра из 16. В общей сложности в этом году в новом асфальте почти 12 километров дорог.

— На бюджет кладутся большие затраты по ремонту и содержанию транспортных путей. Кажется, что там с десяток километров?! Но это огромные деньги, — напоминает Александр Михайлович. — Поэтому при формировании плана дорожных работ и выделении на него бюджетных средств учитывается целый комплекс факторов: численность населения, интенсивность движения, аварийность. Берутся во внимание и обращения по поводу проблемных участков. В деревне Добриловичи, к примеру, только один ребенок. Родители попросили разворот для школьного транспорта. Сделали. Весной планируем обустроить там остановочный пункт.

***

Учитывая, что проблема в Большом Трилесине поднималась не единожды, председатель районного Совета депутатов Александр Левкович намерен держать вопрос на контроле:

— Весной текущие работы дорожники продолжат: укрепят полотно, вновь подсыпят улицу Центральную асфальтогранулятом. Также будем ходатайствовать о включении участка в областную программу асфальтирования. Защита проекта запланирована на февраль 2023 года в Могилевском облисполкоме. Но вы должны понимать, что этот вопрос в будущем году может решиться как положительно, так и отсрочиться. Однако это не значит, что проблему мы спишем со счетов. Будем следить за состоянием дороги.

Большой вопрос Большого Трилесина

Наряду с дорожными проблемами на собрании сельчане затрагивали и иные, не менее насущные: несвое­временную уборку снега, периодически пропадающее электричество, плохие подъезды к сельским кладбищам… Такие вопросы, как правило, решаются в ручном режиме на местном уровне. А вот там, где нужны дополнительные средства, они часто упираются в финансовую стену и… зависают. Аргументы ответственных и заинтересованных служб о том, что асфальт — дело дорогостоящее, а бюджет не резиновый и в нем заранее просчитана каждая копейка, — известны, стандартны и даже понятны. Люди из Большого Трилесина, кашляя и чихая в облаках дорожной пыли, уже не раз слышали о том, что местные власти и коммунальщики стараются в первую очередь закрыть наиболее острые для региона вопросы. А тут вроде бы второстепенная дорога, пыльные проблемы которой возникают только во второй половине весны и летом. Но как быть с простыми сельчанами из маленькой деревушки с громким названием Большой Трилесин? Для них вопрос дороги совсем не второстепенный. Он жизненно важный! Если кто-то из ответственных лиц, в чьем ведомстве пролегла злополучная дорога, считает иначе, есть предложение провести еще один сход. Летом, в сухую жарку погоду. Пусть начальники попробуют в клубах дорожной пыли донести свою позицию простым людям. Желательно без скрипа песка на зубах.

***

Отмахиваясь от где-то по-­дере­венски простых, но очень жизненных проблем, как от пыли, порой чиновники забывают: за ними стоят переживания реальных людей. И их желание быть услышанными, жить качественнее, дышать полной грудью вполне естественное и нормальное. Да, можно сослаться на объективное отсутствие бюджетных средств, нужных ресурсов и исходя из этого дать вроде как правильный, но по сути формальный ответ. Проблемы ведь так не решаются, они накапливаются и, как в нашем случае, методично покрываются слоем пыли. Одновременно последняя накрывает и людей… А ведь высший пилотаж государственной политики как раз в том и заключается, чтобы не откладывать проблемы, а сообща, толокой находить пути их решения. На местах. С них ведь лучше видно.

Татьяна Седунова, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна