RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Завод «Могилевтрансмаш» делает ставку на электротранспорт, кооперацию с наукой и креативных специалистов

Мысль, воплощенная в «железо»

Выпускник Белорусско-Российского университета Евгений Ковалев пришел на завод около 10 лет назад — как раз в то время, когда здесь решили осваивать производство коммунальной техники. Начинал инженером-конструктором, а сегодня возглавляет конструкторское бюро по проектированию коммунальной техники завода «Могилевтрансмаш» ОАО «МАЗ», руководит командой молодых специалистов:

Поток мыслей у конструктора никогда не останавливается. Выходя за проходную завода, я все равно продолжаю думать над техническими задачами. И здесь очень важны стабильность предприятия и его постоянное развитие, ведь инженер-конструктор должен быть уверен, что его ноу-хау могут быть воплощены.

Ковалев считает, что инженер-конструктор машиностроения должен обладать аналитическим складом ума, быть активным, изобретательным, в курсе всех инноваций.

Коммунальная техника сейчас в тренде. На российском рынке нишу для белорусских машиностроителей освободили конкуренты из европейских стран. А толчком к развитию коммунальной техники для внутреннего рынка стали госпрограммы по техперевооружению жилищно-коммунальной сферы, акцент на экологию — раздельный сбор мусора и зеленую энергетику. В разработке новый тренд — электромусоровоз. Беларусь входит в число мировых лидеров по развитию пассажирского электротранспорта. Евгений Ковалев отмечает, что коммунальная техника удачно вписывается в проект машин с зелеными номерами:

Уже ведутся проектно-конструкторские работы в сотрудничестве с центром перспективных разработок МАЗ и Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси. Они разрабатывают электрошасси. Будет занижен вход в кабину, как в автобусе, что удобно для водителя.

На выставке техники могилевского предприятия сразу несколько новинок. Среди них — два образца мусоровозов. Евгений Ковалев так увлеченно рассказывает о технических наворотах, словно речь идет о суперкарах:

— Одна из машин предназначена для вывоза мусора контейнером «лодочка», к примеру, со стройплощадок — заказ от нашего дилера. А вторая модель только сошла с конвейера. Ее фишка — шасси с поворотной осью, что уменьшает радиус разворота габаритной машины. Кстати, российские производители таких не выпускают.

Бережливое производство и индустрия 4.0

В цехе «Могилевтрансмаша» встречаем заведующего кафедрой «Оборудование и технология сварочного производства» БРУ Артура Коротеева. Ему, как и Евгению Ковалеву, 35 лет. Кандидат технических наук, один из 100 талантливых молодых ученых в стране, удостоен стипендии Президента. Это для дилетанта сварка далека от науки, а на любом машиностроительном предприятии сварные конструкции — основа всего.

— Сейчас наступил этап, когда из-за санкционных ограничений делается упор на разработку собственных технологий, материалов, — Артур Коротеев демонстрирует проект ученых БРУ. — У этого автокрана овоидная стрела, которая обеспечивает повышенную грузоподъемность. Такая конструкция изготавливается из высокопрочных сталей. Раньше использовались европейские сварочные материалы и технологии, теперь вы видите наше решение. Кстати, научно-исследовательская работа нашего студента по этой теме получила степень лауреата на республиканском конкурсе.

Филиал кафедры уже создан на заводе. Пока занятия идут в формате ознакомительных экскурсий на завод, вскоре лабораторные работы у студентов-старшекурсников будут проходить не в аудиториях — в цехах.

Обычная практика, — говорит Артур Коротеев. — Университет имеет филиалы кафедр на многих заводах. В научных работах мы не решаем абстрактные задачи. Количество хоздоговоров по наукоемким проектам с предприятиями республики доходит до 400 в год. При поддержке государства мы смогли сохранить в своей промышленности ГОСТ. Раньше кто-то над этим посмеивался, а теперь в наш центр сертификации, имеющий государственную аккредитацию, обращаются из других стран. Наша кафедра является крупнейшим образовательно-научным центром по сварке в Беларуси. Благодаря участию в программах Союзного государства у нас мощнейшая лаборатория с уникальным оборудованием.

Конструкторская служба завода насчитывает 50 человек, средний возраст — 35 лет.

Главный конструктор предприятия Павел Каранкевич, тоже выпускник Белорусско-Российского университета, считает:

— Чтобы машиностроению угнаться за локомотивом инноваций, нужно расширять кооперацию между научными институтами, университетами и заводами. В планах — запустить совместный проект с учеными БРУ по расчету металлоконструкций. Мы предоставляем трехмерную модель новой машины и получаем научные рекомендации, как ее усовершенствовать.

Сегодня «Могилевтрансмаш» поставляет свою продукцию во все страны ЕАЭС, Грузию, Узбекистан, Вьетнам, Кубу, страны Африканского континента и Латинской Америки. Высокомаржинальный товар — автокраны: 150 машин в год по предварительным заказам. В прицепной технике в топе — зерновозы: заказ на 120 машин от аграриев из Саратовской области. Павел Каранкевич убежден, что залог конкурентоспособности отечественной машиностроительной отрасли в эпоху турбулентности мировой экономики — государственная политика по сохранению научного и кадрового потенциала:

В производстве карьерной, пассажирской, сельскохозяйственной техники у Беларуси остались серьезные компетенции со времен Советского Союза. Важный прорыв в белорусском машиностроении — первый серийный легковой автомобиль. С населением менее 10 миллионов человек сотни предприятий машиностроительной отрасли в республике — это наглядный результат приоритетов государственной политики.

Елена Кукшинская, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна