RU BY EN 中文

Применение электронных накладных при осуществлении торговли товарами, подлежащими маркировке средствами идентификации

График перехода объектов торговли и общественного питания на электронный документооборот (с учетом внесенных изменений) согласно Комплексу мероприятий по переходу торговых объектов к использованию электронных накладных при обороте молочной продукции с незащищенными средствами идентификации, утвержденному Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 26 июля 2021 г.   № 06/221-403/465

 

Объекты торговли, расположенные на территории городских населенных пунктов, с размером торговой площади, кв. м., объекты общественного питания

Объекты торговли, расположенные на территории сельской местности, с размером торговой площади, кв. м.,

объекты общественного питания

Сроки перехода на электронный документооборот

1000 и более

1000 и более

до 01.02.2022

200-999

200-999

до 01.04.2022

100-199

100-199

до 01.06.2022

до 100, киоски и объекты общественного питания

до 100, киоски, автомагазины и объекты общественного питания

до 01.10.2022

 

График перехода объектов торговли на электронный документооборот (с учетом внесенных изменений)

согласно Комплексу мероприятий по переходу торговых объектов к использованию электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке (за исключением молочной продукции) и (или) прослеживаемости, на 2021 – 2022 годы, утвержденному Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 5 ноября 2021 г. № 32/221-569/242

 

№ п\п

Объекты торговли по видам и типам

Размер торговой площади

Сроки перехода на электронный документооборот

1.

Специализированные магазины

более 1000 кв. м.

до 01.04.2022

600 - 1000 кв.м.

до 01.05.2022

до 600 кв.м.

до 01.06.2022

2.

Неспециализированные магазины с универсальным, комбинированным, смешанным ассортиментом товаров

более 1000 кв. м.

до 01.04.2022

600 - 1000 кв.м.

до 01.05.2022

200 - 599 кв.м.

до 01.06.2022

менее 200 кв. м.

до 01.10.2022

3.

Павильоны, киоски

 

до 01.10.2022

   

Напоминаем, что пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров» (далее - Указ № 243) предусмотрено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее - незащищенные средства идентификации), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов (далее - электронные накладные), в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.

В соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Указу № 243 под оборотом товаров понимается ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача товаров, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля.

Учитывая изложенное, требование об обязательном использовании электронных накладных при обороте товаров с незащищенным средством идентификации распространяется, в том числе на субъектов хозяйствования, осуществляющих приобретение и последующую реализацию таких товаров.

Справочно. Перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определен в приложении 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г.  № 1030 (далее - Перечень).

Одновременно обращаем внимание, что при ввозе товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на территорию Республики Беларусь при трансграничной торговле (например, из Российской Федерации) товары, включенные в Перечень, должны быть промаркированы. При этом Указом № 243 и Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 предусмотрено взаимное признание средств идентификации между государствами-членами Евразийского экономического союза при введении на их территориях маркировки товаров средствами идентификации.

Так, с даты введения в Республике Беларусь маркировки средствами идентификации в отношении молочной продукции, товаров легкой промышленности, шин и покрышек резиновых новых, а также обуви признаются средства идентификации российского образца, нанесенные на такие товары, и ввезенные с территории Российской Федерации.

В свою очередь в Российской Федерации маркировка товаров осуществляется только незащищенными средствами идентификации.

Учитывая изложенное, субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот (в том числе оптовую и розничную торговлю) товаров (в том числе молочной продукции), включенных в Перечень и маркированных незащищенными средствами идентификации (в том числе ввезенными с территории Российской Федерации), обязаны использовать электронные накладные.

В свою очередь в рамках реализации Комплексного плана по поддержке экономики до 31.12.2022 установлен мораторий на применение контролирующими органами мер ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке (далее – мораторий).

Меры ответственности по статье 13.12 «Нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за неприменение электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации, до 31.12.2022 применяться не будут.

Установление моратория направлено на создание благоприятных условий для перехода субъектов хозяйствования на использование электронных накладных.

До 31 декабря 2022 года субъекты хозяйствования должны предпринять необходимые действия, чтобы с 1 января 2023 года обеспечить использование электронных накладных при обороте товаров, подлежащих маркировке.

Справочно. Порядок создания, передачи и получения электронных накладных в Республике Беларусь регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 «О функционировании механизма электронных накладных».

Алгоритм действий субъектов хозяйствования по внедрению электронных накладных:

 

1.                  Проанализировать ассортимент реализуемой продукции на предмет включения ее в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.

2.                  Опросить поставщиков реализуемых товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, на предмет планируемого ими способа нанесения средства идентификации на товары:

без использования полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты;

с использованием полиграфически защищенных материальных носителей или знаков защиты.

3.                  Получить международный идентификационный код участника хозяйственной операции (глобальный номер расположения - Global Location Number (GLN), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

Справочно. Указанный реквизит является обязательным для заполнения при составлении электронных накладных.

Получение GLN осуществляется в ассоциации ГС1 Беларуси (г. Минск, ул. Судмалиса, 22, 4 этаж, тел.: (+375 17) 298-09-13, 298-06-60, 230-89-52; факс (+375 17) 298-03-01, e-mail: info@gs1by.by, прейскурант размещен на: http://gs1by.by/).

Справочно. Пошаговая инструкция размещена по ссылке

4.                  Получить электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП) для лица (лиц), осуществляющих приемку товаров и подписание накладных (в случае их отсутствия).

Возможно осуществить в Республиканском унитарном предприятии «Национальный центр электронных услуг» (далее – НЦЭУ) (г. Минск, пр. Машерова, 25, пом. 200, тел. (017) 311 30 00 (доб. 707) либо в иных региональных регистрационных центрах, перечень которых размещен на сайте НЦЭУ www.nces.by.

Справочно. Информация и справочные документы по получению ЭЦП размещены по ссылке https://nces.by/pki/.

5.                  Определить оператора электронного документооборота
(EDI-провайдера), с использованием услуг которого будет осуществляться электронный документооборот в части электронных накладных, и заключить с ним договор.

Справочно. В настоящее время операторами электронного документооборота (EDI-провайдерами), осуществляющими передачу и получение электронных накладных, являются 6 юридических лиц Республики Беларусь: ООО «Современные технологии торговли»,
ООО «Электронные документы и накладные», ООО «ЮрСпектр»,
РУП «Издательство «Белбланкавыд», РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» и ООО «Бидмартс».

Информация об аттестованных EDI-провайдерах и их контактных данных размещена на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси по адресу:

https://ids.by/index.php?option=com_content&view=article&id=226&Itemid=43#REESTR

6.                  По результатам проведенных консультаций с выбранным
EDI-провайдером подготовить рабочее место и наладить информационное взаимодействие между учетной системой, применяемой предприятием, с информационной системой электронного документооборота EDI-провайдера (при необходимости).

 

Пресс-центр инспекции МНС Республики Беларусь по Могилевской области