RU BY EN 中文

Разъяснения Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь о порядке разработки и согласования перечней товаров

Разъяснения Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь о порядке разработки и согласования перечней товаров

 

В постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 ноября 2020 г. № 74 «О перечнях товаров» (далее – постановление № 74) внесены изменения, которыми уточнен порядок разработки перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте.

В соответствии с установленным порядком субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю (далее – субъект розничной торговли), разрабатывает перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте (далее – обязательный перечень товаров), исходя из определенного им ассортимента товаров, предлагаемых
к продаже, в зависимости от вида и типа (при его наличии) торгового объекта, размера его торговой площади (при наличии), отведенной под продовольственные и (или) непродовольственные товары, и включает
в него товары, подлежащие включению в обязательный перечень товаров, в соответствии с приложениями 1-9 к постановлению № 74.

Таким образом, субъект розничной торговли самостоятельно определяет ассортимент товаров, предлагаемых к продаже в торговом объекте, в том числе группы, подгруппы и виды товаров.

В случае если определенные субъектом розничной торговли товары в соответствующих приложениях 1-9 к постановлению № 74 отмечены подстрочным примечанием «1», то такие товары подлежат включению в обязательный перечень товаров.

Кроме того, постановлением № 72 определен график представления утвержденных субъектами розничной торговли обязательных перечней товаров на согласование в районные, городские исполнительные комитеты (кроме г.Минска), администрации районов г.Минска, государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – уполномоченные органы):

для магазинов с торговой площадью от 1000 кв.м и более – до 17 ноября 2022 г.;

для магазинов с торговой площадью от 300 до 999 кв.м – до 2 декабря 2022 г.;

для магазинов с торговой площадью от 100 до 299 кв.м – до 22 декабря 2022 г.;

для магазинов с торговой площадью до 99 кв.м, киосков, павильонов и автомагазинов – до 1 января 2023 г.

Одновременно обращаем внимание, что для субъектов розничной торговли сохраняется обязанность,  предусмотренная статьей 18 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания», разрабатывать
и утверждать ассортиментный перечень товаров для торгового объекта.

Справочно.

Порядок разработки ассортиментного перечня товаров определен Положением о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Положение
№ 703).

Таким образом, в настоящее время субъект розничной торговли обязан иметь для торгового объекта два перечня:

разработанный и утвержденный им ассортиментный перечень товаров;

разработанный и утвержденный им и согласованный с уполномоченным органом обязательный перечень товаров.

Указанные перечни не требуются при продаже товаров без использования торговых объектов, в том числе через интернет-магазин,
а также при продаже товаров в торговых объектах, указанных в пункте 6 Положения № 703, а именно:

с использованием передвижных средств разносной торговли;

в неизолированных торговых объектах;

в магазинах беспошлинной торговли;

в торговых объектах, принадлежащих операторам почтовой связи, на которых возложены функции по обязательному оказанию универсальных услуг почтовой связи;

в торговых объектах, в которых осуществляется продажа печатных изданий, в том числе печатных средств массовой информации, объем которых в розничном товарообороте составляет не менее 25 процентов;

в магазинах по продаже имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства иным способом;

в аптеках, ветеринарных аптеках, специализированных магазинах и павильонах по продаже медицинских, ортопедических и оптических изделий;

в торговых объектах по продаже исключительно бывших
в употреблении непродовольственных товаров, в том числе при комиссионной торговле;

в торговых объектах по продаже исключительно не проданных
в сезон, не пользующихся спросом остатков единичных размеров непродовольственных товаров, а также непродовольственных товаров с незначительными дефектами внешнего вида и (или) восстановленных;

в фирменных магазинах;

в торговых объектах по продаже национальных товаров одной страны, созданных в соответствии с международными договорами и (или) иными международными обязательствами Республики Беларусь субъектами торговли, являющимися представительствами на территории Республики Беларусь иностранных юридических лиц и иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств;

на автозаправочных станциях.

Обращаем внимание, что при разработке обязательных перечней товаров необходимо учитывать сведения о торговых объектах и размере их торговой площади, содержащиеся в Торговом реестре Республики Беларусь, и при необходимости обеспечить их актуализацию.