Практика осуществления контрольной деятельности показывает, что недобросовестными плательщиками при осуществлении предпринимательской деятельности используются схемы минимизации налоговых обязательств. При этом налоговыми органами постоянно совершенствуются способы и методы контрольной деятельности, что позволяет специалистам контрольных подразделений налоговых органов выявлять недобросовестных плательщиков и пресекать применяемые ими схемы.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) по результатам проверки подлежат корректировке налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). Особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;
отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
Так, в ходе проведения инспекцией МНС по Осиповичскому району выборочной проверки частного торгового унитарного предприятия «А» (далее – ЧУП «А») на основании анализа и оценки в совокупности выявленных обстоятельств, а также собранных проверкой доказательств установлено, что бизнес по осуществлению промысловой заготовки (закупки) грибов был намеренно «раздроблен» между двумя субъектами, которыми применялся особый режим налогообложения – упрощенная система налогообложения (далее – УСН), что позволило распределить совокупную выручку с целью сохранения возможности применения указанными субъектами УСН при превышении установленных законодательством критериев выручки, избежав перехода на общеустановленную систему налогообложения.
Таким образом, проверкой установлено искажение сведений об объектах налогообложения, подлежащих отражению в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) выгодоприобретателя посредством создания искусственной ситуации, выразившейся в намеренном «дроблении» деятельности ЧУП «А» путем регистрации ЧП «В» в целях снижения совокупной налоговой нагрузки путем условного «разделения» (распределения) деятельности (выручки) на два субъекта, и, как следствие, неуплаты налога на прибыль, сбора с заготовителей.
Проверкой в соответствии со статьей 33 НК произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль, сбора с заготовителей.
Кроме того, проверкой установлено, что ЧУП «А» не удержан и не перечислен в бюджет подоходный налог с физических лиц в результате применения освобождения от уплаты подоходного налога с физических лиц с доходов, выплаченных физическим лицам за сдачу грибов при нарушении ЧУП «А» установленного законодательством порядка осуществления деятельности по промысловой заготовке (закупке) указанной продукции, что повлекло доначисление подоходного налога с физических лиц на общую сумму 1,4 млн. рублей.
Всего по результатам проверки предъявлено к уплате 2,1 млн. рублей, в том числе налоги в сумме 1,7 млн. рублей, исчислены пени в сумме
0,4 млн. рублей.
Материалы проверки направлены в Бобруйский межрайонный отдел управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Могилевской области для дачи правовой оценки.
Пресс-центр инспекции МНС Республики Беларусь по Могилевской области