RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Информация о типичных нарушениях, установленных в ходе проведения проверок, проведенных местными финансовыми органами Могилевской области в 2023 году

Информация о типичных нарушениях, установленных в ходе проведения проверок, проведенных местными финансовыми органами Могилевской области в 2023 году

Проверками получателей средств местных бюджетов выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства:

в нарушение статьи 57 Трудового кодекса Республики Беларусь начислена и выплачена заработная плата работникам за дни, которые согласно табелю учета рабочего времени фактически ими не были отработаны, уплачены обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что повлекло незаконное получение бюджетных средств;

в нарушение пункта 6 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления среднего заработка» (далее – Инструкция № 47) излишне начислен и выплачен средний заработок уборщику служебных помещений, в нарушение пунктов 5, 12 и 16 Инструкции № 47 излишне исчислен средний заработок, сохраняемый за время трудового отпуска, в результате включения пособия на оздоровление, выплаченного в расчетных периодах, принимаемых при расчете отпускных, в полном размере, а не пропорционально месяцам, оставшимся для исчисления среднего заработка по отношению к двенадцатимесячному периоду, что повлекло незаконное получение бюджетных средств;

в нарушение пунктов 14, 15 Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2009 г. № 8, произведены расходы на заработную плату по срочным трудовым договорам на замену трудовых отпусков и периодов нетрудоспособности сторожей при том, что по бюджетным сметам запланированы и произведены расходы на заработную плату штатной численности сторожей с учетом коэффициента планируемых невыходов, что повлекло незаконное получение средств бюджета;

в нарушение пункта 7 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет ФСЗН и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в БРУСП «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115, начислены и уплачены взносы (отчисления) на социальное страхование на материальную помощь, что повлекло использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;

в нарушение подпункта 4.2 пункта 4 и пункта 23 Перечня работ по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства населенных пунктов, осуществляемых за счет бюджетных средств, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 декабря 2020 г. № 695, оплачена стоимость работ по отлову безнадзорных животных и обкоске растительности в местах общего пользования, в которую включен налог на добавленную стоимость, что повлекло незаконное получение бюджетных средств;

в нарушение статьи 9 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 66 «О порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств и получателями средств бюджетов государственных внебюджетных фондов» излишне списано топливо на ремонт автомобиля на основании бухгалтерской справки и справки поставщика сверх бюджетных обязательств, принятых учреждением при закупке услуг по ремонту автомобиля, что повлекло использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;

в нарушение пунктов 10, 16 и 18 Положения о внебюджетных средствах бюджетных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2013 г. № 641, незаконно получены средства бюджета в связи с возмещением косвенных расходов по оплате коммунальных услуг в бюджет не в полном объеме, излишне направлены средства бюджета на оплату труда, начислений на заработную плату и приобретение материалов, на оплату тепловой и электрической энергии, текущего ремонта оборудования и инвентаря;

в нарушение подпункта 2.1.2 пункта 2 приложения 2 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 13 февраля 2017 г. № 12 «О тарифах на услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования» при оплате услуг электросвязи применены тарифы на услуги электросвязи общего пользования, превышающие предельный максимальный тариф, что повлекло незаконное получение бюджетных средств;

в нарушение подпункта 1.2.4 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 776 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей» (далее – постановление № 776) и пункта 31 Табеля положенности специальных легковых автомобилей для находящихся в подчинении местных исполнительных и распорядительных органов Могилевской области бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии из местных бюджетов, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденного решением Могилевского облисполкома от 18 января 2016 г. № 1-17, зарегистрирован в органах государственной автоинспекции второй специальный легковой автомобиль и использовался в соответствии с функциональным назначением со списанием на его эксплуатацию автомобильного топлива до списания имеющегося в оперативном управлении в соответствии с Табелем положенности специального легкового автомобиля, что повлекло использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;

в нарушение подпункта 10.1 пункта 10 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 141 (далее – Инструкция № 141), приказа руководителя организации увеличены нормы расхода топлива при эксплуатации автомобилей в зимних условиях при данных журнала регистрации температуры окружающего воздуха в указанный день 0 °C, что повлекло использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;

в нарушение подпункта 10.2 пункта 10 Инструкции № 141, приказов руководителя организации применены нормы расхода топлива при эксплуатации автомобилей, в городе от 300 тысяч до 1 миллиона человек при фактической эксплуатации указанных автомобилей по городам с численностью населения менее 300 тысяч человек, что повлекло использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства;

в нарушение подпункта 44.6 пункта 44 инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208, оплачивалась за счет средств бюджета дополнительная услуга РУП «Белтелеком» «clip» (определение номера телефона вызывающего абонента), не связанная со служебной необходимостью (телефонный аппарат, закрепленный за данным номером, не оборудован специальным табло для отображения номера входящего звонка), что повлекло использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства; 

в нарушение пункта 16 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по проезду на пассажирском транспорте общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 345, незаконно получены бюджетные субсидии на расходы, связанные с оказанием услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, но не относимые на себестоимость этих услуг;

в нарушение пунктов 20 и 24 Положения о порядке обеспечения населения твердыми видами топлива и возмещения разницы в ценах на твердые виды топлива, реализуемые населению по фиксированным розничным ценам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 2012 г. № 1028, и учетной политики организации завышены прямые расходы по заработной плате (с отчислениями) сторожей. При распределении затрат пропорционально площади обслуживаемых объектов в расчет была включена площадь объекта, не относящегося к местам для хранения и складирования твердых видов топлива, что повлекло незаконное получение средств бюджета, а также при расчете части суммы земельного налога нарушена пропорция отнесения затрат, в связи с чем в прямые расходы по субсчету 44-1 ежемесячно излишне включались затраты по земельному налогу, что повлекло незаконное получение средств бюджета;

в нарушение пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2011 г. № 1111 «Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий отдельным юридическим лицам, на которые возложены функции редакций печатных средств массовой информации», в расчет приняты расходы на оплату труда, исчисленные с нарушением трудового законодательства, что привело к незаконному получению средств из бюджета;

в нарушение подпункта 1.4 пункта 1 постановления № 776, пункта 42 перечня специальных легковых автомобилей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1398 «Об определении перечня специальных легковых автомобилей», решения Могилевского облисполкома от18 января 2016 г. № 1-17 использовался специальный легковой автомобиль «Спортивный» для перевозки руководителя по служебным вопросам, что привело к нецелевому использованию средств бюджета;

в нарушение абзаца второго пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Республики Беларусь при добровольном возмещении незаконно полученных бюджетных средств не произведено в период со дня добровольного возмещения нарушения до даты составления акта проверки начисление и уплата в бюджет процентов в соответствии с законодательством;

в нарушение приказа руководителя организации начислена и выплачена премия из фонда экономии средств в размере 16% должностного оклада при установленном размере 10% должностного оклада, в результате чего излишне начислена и выплачена премия из фонда экономии средств, что повлекло использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства.

При проверках также выявлялись:

нарушения требований пункта 13 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, при проведении годовых инвентаризаций материально ответственные лица  включались в состав инвентаризационных комиссий при проведении инвентаризации находящихся в их подотчете товарно-материальных ценностей, в том числе назначались председателем комиссии;

нарушения требований пункта 4 статьи 14 Закона от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» при проверке соответствия данных, отраженных в мемориальных ордерах: № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами», № 8 «Накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами» с месячным отчетом «Месячный отчет о расходовании средств, выделенных из бюджета» Форма 1-М (оперативная)» были установлены расхождения в данных, что привело к   искажению бухгалтерской отчетности «Месячный отчет о расходовании средств, выделенных из бюджета» Форма 1-М (оперативная)» на отчетные даты;

нарушения части первой и абзаца четвертого части второй пункта 16, пункта 20, абзаца четвертого пункта 24 Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 февраля 2005 г. № 15: главными бухгалтерами не осуществлялось ведение книги «журнал-главная» в установленном порядке, отражались в неполном объеме хозяйственные операции в оборотных ведомостях по материальным запасам по субсчетам 62 «Медикаменты и перевязочные средства», 63 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности», 64 «Топливо, горючее и смазочные материалы», 65 «Корма и фураж», 69 «Запасные части», 71 «Предметы в эксплуатации», а также не отражались остатки по указанным субсчетам на 1 января 2023 г., не велась книга учета ассигнований, кассовых и фактических расходов;

нарушения абзаца второго пункта 3 статьи 7, абзаца четвертого пункта 2 статьи 13 и пункта 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»: руководитель не организовал ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в установленном законодательством порядке, что привело к невозможности определения тождественности между показателями отчетности и данными синтетического и аналитического учета, а также при смене материально ответственного лица (главного бухгалтера) не организовал проведение инвентаризации активов и обязательств.