RU BY EN 中文
Twitter Instagram

О нарушениях, выявляемых налоговыми органами в ходе проведения выездных проверок производителей сельскохозяйственной продукции

Для организаций в части осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции предусмотрен особый режим налогообложения с уплатой единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее - единый сельхозналог), применять который вправе:

>      организации, у которых за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ими сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этими организациями из произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки;

>      организации в части деятельности филиалов, у которых за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ими сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этими филиалами из произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки филиала.

Следует также отметить, что для плательщиков единого сельхозналога сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

При проведении налоговыми органами выездных проверок производителей сельскохозяйственной продукции устанавливаются факты неполного отражения налоговой базы для исчисления НДС и единого сельхозналога.

Так, устанавливаются факты, когда организациями были реализованы физическим лицам жилые дома, однако в налоговой декларации (расчете) по НДС сумма данных операций, освобождаемых от НДС, не отражена, также в налоговой декларации (расчете) по единому сельхозналогу не отражена выручка от реализации жилых домов физическим лицам.

В соответствии с подпунктом 1.33 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) в состав оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемых от НДС, включаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда.

В силу положений статьи 346, пункта 1 статьи 349 НК сумма выручки от реализации физическим лицам жилых домов является валовой выручкой организации и соответственно включается в налоговую базу для исчисления единого сельхозналога.

Также при проведении проверок устанавливаются факты, когда в налоговую базу по НДС не включаются суммы надбавок за реализованную сельскохозяйственную продукцию, полученные из средств бюджета.

Подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 120 НК установлено, что налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации, либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Основными нарушениями, выявляемыми при проверке налоговых вычетов по НДС, является принятие к вычету суммы НДС без наличия первичных учетных документов; в размерах, превышающих суммы, выделенные и предъявленные в первичных учетных документах; по приобретенным и оплаченным товарно-материальным ценностям (далее - ТМЦ) за счет безвозмездно полученных средств бюджета.

На основании норм подпункта 24.4 пункта 24 статьи 133 НК не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов. Указанные суммы НДС относятся за счет этих источников либо на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При проведении проверки ОАО «Б» (далее - организация), осуществляющего деятельность в сфере сельского хозяйства, установлено, что организацией в налоговую базу по НДС и единому сельхозналогу не включались: стоимость реализованных жилых домов; стоимость товаров, реализованных сторонним организациям и физическим лицам, выданных работникам в счет заработной платы.

Кроме того, организацией в налоговую базу по НДС не включались суммы надбавок за реализованную сельскохозяйственную продукцию, полученные из бюджета; стоимость ТМЦ, переданных на условиях последующего возврата сторонним организациям в рамках займа; принимались к вычету суммы НДС по приобретенным и оплаченным за счет безвозмездно полученных средств бюджета ТМЦ; допускалось несоответствие предъявленных организации сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг), отраженных в бухгалтерском учете, данным налоговых деклараций (расчетов) по НДС и (или) подписанным электронным счетам фактурам.

Также проверкой установлено, что организацией не исчислялся, не удерживался и не перечислялся в бюджет подоходный налог с физических лиц при осуществлении выплат работникам в натуральной форме.

С учетом других нарушений проверкой доначислены налоги, а также уменьшена разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг).
За нарушения, установленные в ходе проверки, организация и ее должностные лица будут привлечены к административной ответственности по статьям 13.6, 13.7, 12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Пресс-центр инспекции МНС Республики Беларусь по Могилевской области