Рус Бел Eng 中文

Знакомьтесь, делегат: Максим Потапенко

Журналисты «Горецкого вестника» рассказывают, с какими идеями и мыслями отправится 11 февраля в Минск проректор по воспитательной работе УО «БГСХА», преподаватель, депутат районного Совета депутатов, председатель РО РОО «Белая Русь» Максим Потапенко. Его кандидатуру одобрили на последнем в минувшем году совместном заседании райисполкома и сессии райсовета депутатов.

Для начала предоставим некоторые биографические данные Максима Валентиновича. Родился он в Костюковичском районе Могилевской области, учился в Забычанской средней школе. Когда семья переехала в райцентр, начал ходить в СШ № 2. За два года до получения аттестата о среднем образовании решил, что в будущем хочет стать агрономом. Родители поначалу отговаривали, предлагали другие варианты, но впоследствии приняли выбор сына и поддержали его устремления.

В 1998 году окончил агрономический факультет БГСХА с красным дипломом, отучился в аспирантуре, причем являлся президентским стипендиатом. Потом начал работать на кафедре земледелия преподавателем. Здесь же трудится и по сегодняшний день. В 2017-м назначен проректором по воспитательной работе, а с 2018-го возглавляет РО РОО «Белая Русь».

В этом году Максим Валентинович впервые примет участие во Всебелорусском народном собрании. На вопрос, какие чувства вызывает оказанное доверие, отметил, что, прежде всего, это высокая ответственность перед людьми, интересы которых будет представлять, важность того, как донести их мысли и идеи до руководства страны, и чтобы была обратная реакция.

Ситуация на данный момент в обществе не самая простая. Тем более, в Интернете преобладает посыл сломать все «старое». Но, как считает Максим Валентинович, изменения должны идти эволюционным путем, пора научиться использовать потенциал, накопленный предыдущими поколениями, дорожить тем, что уже создано.

Как отметил проректор, явно назрели изменения в Конституцию, анонсированное Президентом распределение полномочий, чтобы человек на любой должности мог самостоятельно принимать решения, реализовывать их, но, вместе с тем, и отвечать за результат.

А еще необходимо уделять больше внимания молодежи. Надо понимать, от того, какие мысли сформируются у нее в головах, зависит направление развития общества в будущем. А нынешнее поколение — адекватные ребята, знают, куда двигаться, ставят перед собой выполнимые цели. И к их достижению должны подключиться люди с определенным жизненным опытом, подсказать лучшие варианты, наставлять, убежден Максим Потапенко. Потому что не бывает все просто и сразу.

Конечно, во внимание стоит брать и тот факт, что молодежь — самая активная часть населения, которая зачастую стремится доказать свою самостоятельность, взрослость. Да и жизнь стала слишком быстрой, ускорились коммуникационные процессы. А ведь каждому хочется быть в тренде, как минимум, не отставать от сверстников. Никуда не делся и конфликт поколений, извечная проблема отцов и детей. Только, подчеркивает преподаватель, не надо все перечисленные факторы воспринимать с негативной точки зрения. Нынешнее поколение ничуть не хуже предыдущих. С ним надо вести диалог. Общение, например, со студентами позволяет не застыть во времени, быть с ними на одном уровне. Только не стоит проявлять излишнюю опеку, это даст как раз обратный эффект.

У Максима Валентиновича двое детей. И в поиске общего языка общения приходится сталкиваться не только по ходу профессиональной деятельности, но и дома. Старшая дочь уже взрослая, в этом году заканчивает медуниверситет, сын — школьник. Дома, конечно, проще. Создают гармонию с супругой, которая работает психологом. Ее образование и навыки часто помогают решать семейные вопросы. В данном случае глава семейства в пример привел известную шутку: «Чтобы подкова приносила счастье, ее надо вешать не над дверью у входа в жилище, а прибивать к подошве и пахать». Так, совместными усилиями и находятся компромиссные решения на общее благо.

Следующий вопрос был из сферы политики. Если допустить введение смешанной избирательной системы и регистрации общественного объединения «Белая Русь» в качестве партии, чем предпочтительнее было бы заниматься: политикой или остаться в сфере образования?

Максим Валентинович, после недолгих раздумий, сказал, что заниматься общественной работой важно, но все же преподавательская деятельность превалирует над остальными. Да и процессы получения высшего образования не мешало бы откорректировать. Здесь, отметил собеседник, также важен диалог. Например, он является помощником депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Елены Колесневой на общественных началах. Сейчас в Парламенте ведется работа над новой редакцией Кодекса об образовании, чем как раз и занимается Елена Петровна. При личных встречах или по телефону они нередко обсуждают вопросы, касающиеся образовательного процесса. Таким образом, депутат получает информацию, как говорят, из первых уст.

Есть разные модели организации обучающего процесса: так называемая советская школа, западная модель и прочие. Подходы везде разные. Но, как отмечает Максим Валентинович, у нас выстроена достойная система, мы на постоянной основе осуществляем обмен опытом с иностранными вузами, держим руку на пульсе. Возможно, и здесь надо дать больше академических свобод, сохранив прежние наработки.

Например, замечательное решение о гарантированном первом рабочем месте после окончания учебного заведения. Это позволяет тысячам молодых людей получить начальный опыт, стать конкурентоспособными на рынке труда. Сохранение бюджетных мест для студентов, тоже очень хорошо. Как и переход на практикоориентированность…

Над чем стоит поработать, так это над переходом к более узкой специализации высших учебных заведений. С определенного момента многие институты были преобразованы в университеты. Это произошло потому, что для увеличения набора студентов на платной основе и, соответственно, поступления финансов, многие вузы стали вводить специальности юристов и экономистов. Для этого не требовалось больших капиталовложений. По сути нужна была лишь аудитория и преподаватель. Впоследствии эти специальности стали чересчур «перегретыми», появилось слишком много юристов и экономистов, которые не нужны рынку.

Также было бы правильно предоставить вузам право выбора определения правил проведения вступительной кампании. Например, можно быть круглым отличником, но не соответствовать определенной профессии. Это легко поймет опытный преподаватель при личной беседе с абитуриентом. Такой подход актуален на агрономическом факультете, инженерном.

Главное — это работать по совести, видеть и слышать людей, мотивировать их на общение, а не обвинять в чем-либо друг друга, тогда и достигнем консенсуса по всем вопросам. На благо своей страны, резюмировал Максим Потапенко.

Дмитрий Махомет, Фото Михаила Левцова, gorkiv.by