RU BY EN 中文
Twitter Instagram

О выявляемых налоговыми органами схемах незаконной минимизации налоговых обязательств

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) по результатам проверки подлежат корректировке налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);

основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);

отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Так, по результатам внеплановой проверки ООО «В», осуществляющего деятельность по распиловке и строганию древесины, выявлена схема незаконной минимизации налоговых обязательств, а именно, установлено сокрытие выручки от реализации произведенной продукции путем использования реквизитов взаимозависимого индивидуального предпринимателя (далее – ИП).

Проверкой установлено, что реализация товаров от имени ИП С. фактически осуществлялась ООО «В». Всей деятельностью ИП, в том числе осуществлением экспортных операций, использованием выручки ИП, распоряжением счетами и снятыми в качестве личного дохода денежными средствами ИП занимался директор ООО «В».

Таким образом, ООО «В» занижена выручка на стоимость реализованной от имени ИП С. продукции, произведенной ООО «В».

Директором ООО «В» получен доход в виде снятых им в качестве личного дохода с расчетных счетов ИП С. денежных средств, в связи с чем ООО «В» признано налоговым агентом в отношении указанных доходов и проверкой обществу предъявлен к уплате подоходный налог с физических лиц. Также проверкой установлены факты выплаты ООО «В» зарплаты «в конвертах» не оформленным работникам.

Кроме того, на протяжении всего проверяемого периода плательщиком допускалось несвоевременное перечисление подоходного налога с физических лиц с выплаченной зарплаты.

Проверкой с применением статьи 33 Налогового кодекса произведена корректировка налоговой базы по налогу на добавленную стоимость,  налогу на прибыль и подоходному налогу с физических лиц, предъявлены к уплате налоги и пени в сумме 56,1 тыс. рублей, а также не перечисленная в бюджет задолженность по удержанному у работников организации подоходному налогу с физических лиц в сумме 22,6 тыс. рублей. За нарушения, установленные в ходе проверки, организация и ее должностные лица будут привлечены к административной ответственности.

Обращаем внимание, что с 19 июня 2021 года вступили в силу изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК), в соответствии с которыми статья 243 УК «Уклонение от уплаты налогов» дополнена статьей 2431 УК «Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов».

Введенная статья в первую очередь направлена на пресечение выплаты заработной платы «в конвертах».

Так, в соответствии со статьей 2431 УК устанавливается ответственность налогового агента за уклонение от исполнения обязанности по перечислению налогов, сборов, подлежащих исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или особо крупном размере.

Справочно: примечанием к 25 главе УК определено, что крупным размером ущерба признается размер ущерба на сумму в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером ущербом - в две тысячи и более раз превышающую размер такой базовой величины.

 

Пресс-центр инспекции МНС Республики Беларусь по Могилевской области