RU BY EN 中文

ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Коррупция (от латинского corruptio - подкуп), комплексное явление, общепринятое толкование которого отсутствует. Термин «коррупция» можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки - как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Конкретные проявления коррумпированности бесконечно разнообразны: от получения взяток, протекционизма (выдвижения работников по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений) до сложных и завуалированных форм участия должностных лиц, их родственников и близких в различных сферах предпринимательской деятельности, получения незаконных доходов от деятельности субъектов хозяйствования. Коррумпированность должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, может проявляться в виде лоббирования за вознаграждение определенных законов, голосования определенным образом и т. д.

В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом преступления, субъектом которых являются должностные лица. Эти преступления совершаются посредством использования должностными лицами своих полномочий.

Анализируя причины и условия совершения коррупционных преступлений можно отметить, что главным фактором, мотивирующим к совершению противоправных деяний, является корысть, то есть желание должностного лица незаконно обогатиться либо получить какую-либо выгоду, а также завладеть имуществом, использовать его по своему усмотрению. Такие причины в теории называют экономическими. К данному виду причин также можно отнести:

- нестабильность в экономике, зависящая от политики и внешних влияний;

- материальная необеспеченность должностных лиц органов власти и управления, идущих на противоправные деяния ради удовлетворения собственных материальных нужд, а также нужд своей семьи;

- обеспеченность отдельных лиц, имеющих высокие доходы и свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа должностных лиц.

Успешность борьбы с коррупцией зависит не только от планомерной и качественной работы, но и от уровня правосознания всех членов общества, желания каждого отдельного гражданина придерживаться законопослушного поведения.

Так, сотрудниками управления внутренних дел Могилевского облисполкома (далее - УВД) и территориальных органов внутренних дел (далее - ОВД) области за 7 месяцев т. г. проделана определенная работа по выявлению лиц, совершивших значимые тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления, фактов причинения вреда в различных отраслях и сферах экономики, в первую очередь, при расходовании бюджетных денежных средств, выполнении государственных программ, осуществлении государственных закупок, а также закупок за счет собственных средств субъектами хозяйствования с долей собственности государства.

В результате проведенных мероприятий на территории Могилевской области выявлено 99 преступлений коррупционной направленности в отношении 95 должностных лиц, из которых 71 относится к категории тяжких

Из указанного количества преступлений, 32 связаны со взяточничеством, 50 хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, в том числе 16 в крупном и особо крупном размерах, 16 злоупотреблений и превышений властью или служебными полномочиями.

В настоящее время наиболее подверженным коррупционным рискам является деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования с долей собственности государства в уставном фонде, связанная с расходованием бюджетных денежных средств, в том числе выделенных под реализацию государственных программ, осуществление государственных закупок.

По результатам проведенных мероприятий в данном направлении выявлено 6 коррупционных преступления, по которым в преступной деятельности изобличено 12 лиц, а установленная сумма материального ущерба составила более 300 тыс. рублей.

Так, задокументирована противоправная деятельность ведущего инженера одного из акционерных обществ г. Могилева, который действуя в сговоре с иными лицами, в 2020-2021 гг. совершили хищение более
220 т минеральных удобрений на общую сумму более 89 000 рублей.

23, 27.02, 16.03, 30.04 и 13.07.2021 УСК по Могилевской области в отношении подозреваемых возбуждено пять уголовных дел по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. ч. 2-4 ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями).

Изобличено во взяточничестве должностное лицо Могилевского районного потребительского общества, которое за благоприятное решение вопросов входящих в его компетенцию, получило от представителей коммерческой структуры в качестве взятки денежные средства в размере 6 675 рублей. 27.02.2021 УСК по Могилевской области в отношении должностного лица возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 430 УК (получение взятки), а в отношении представителей коммерческих структур - ч. 1 ст. 431 УК (дача взятки).

Проведенные мероприятия, направленные на пресечение коррупционных преступлений при осуществлении государственных закупок и закупок за счет собственных средств позволили пресечь преступную деятельность ведущего инженера одного из строительных предприятий и директора коммерческой структуры, которые в период с 29.04 по 24.09.2019 с целью завладения денежными средствами областного бюджета организовали поставку и установку компьютерного оборудования с нарушением технических условий и характеристик, и не соответствующего требованиям проектно-сметных и аукционных документов, что повлекло причинение ущерба на общую сумму 204 190,08 рубля.

28.01.2021 прокуратурой Могилевской области в отношении последних возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 426 УК (превышение власти или служебных полномочий).

Анализ достигнутых в отчетном периоде результатов по выявлению коррупционных преступлений свидетельствует, что по-прежнему одной из наиболее криминогенных, остается сфера агропромышленного комплекса.

Так, пресечена преступная деятельность заведующей товарной фермы сельскохозяйственной организации Горецкого района, которая в период с января по декабрь 2020 года при составлении ежемесячных отчетов о движении скота, внесла заведомо ложные сведения и записи в официальные документы, скрыв от учета падеж 52 голов молодняка КРС, и представила в бухгалтерию хозяйства подложные ведомости, подтверждающие факт получения работниками мяса выбывших на убой животных, которые на самом деле его не получали, в результате причинив существенный вред их правам и законным интересам, а из их заработной платы незаконно удержаны денежные средства в сумме 1 558 рублей.

29.01.2021 Горецким МРОСК в отношении последней возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного
ч. 2 ст. 424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями).

Кроме того, необходимо отметить, что в данной сфере возбуждено значительное количество уголовных дел по ч. ч. 1, 2 ст. 427 УК (не относятся к коррупционным, однако создают предпосылки для коррупции).

Так, 28.06.2021 прокуратурой Чаусского района возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного
ч. 2 ст. 427 УК, в отношении заведующей молочно-товарного комплекса ОАО Могилевского района, которая в период с 01.01 по 06.04.2021, из корыстной заинтересованности вносила заведомо ложные сведения и записи в официальные документы, сокрыв тем самым падеж 12 голов КРС.

Причинами совершения должностными лицами сферы АПК преступлений, связанных с внесением заведомо ложных сведений в государственную статистическую отчетность (форма 12-сх «Отчет о состоянии животноводства»), а также ведомственную отчетность (форма 311-АПК «Отчет о движении скота и птицы на ферме»), в первую очередь, являются желание скрыть некомпетентность, недостатки и упущения в своей работе, которые приводят к сверхнормативному выбытию животных (падежу) и причинению вреда.

Основными же факторами, влияющими на непроизводственное выбытие животных, являются: ненадлежащие условия содержания скота, несоблюдение рациона его кормления, отсутствие кормов, ветеринарных препаратов и соответствующего лечения.

При этом, ряд должностных лиц данные противоправные действия не только не пресекают, а напротив, злоупотребляя своими служебными полномочиями дают незаконные указания на их совершение.

Например, 31.03.2021 прокуратурой Мстиславского района возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 427 УК, в отношении директора ОАО (депутата Мстиславского районного Совета депутатов 28 созыва), который в январе 2021 года, используя свои служебные полномочия, с целью сокрытия падежа КРС дал указание заместителю директора по животноводству, бухгалтеру по животноводству и заведующему молочно-товарного комплекса и молочно-товарной фермы, внести заведомо ложные сведения в отчеты формы 311 АПК «О движении скота и птицы».

Таким образом, причины совершения противоправных деяний в указанной сфере заключаются в стремлении должностных и иных лиц систематически получать доплаты и надбавки, избежать материальной и дисциплинарной ответственности, скрыть недостатки и упущения в своей работе, в том числе при выполнении различных показателей хозяйственной деятельности, а также желание обеспечивать комфортное пребывание в занимаемых должностях. При этом, причиняется вред как субъекту хозяйствования, так и непосредственно работникам.

Задокументированы преступления и в сфере промышленности.

Так, 02.02.2021 прокуратурой Могилевской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного
ч. 3 ст. 425 УК (бездействие должностного лица) в отношении должностного лица одного из ОАО, который, в период с 03 по 28.08.2020, умышленно из корыстной и иной личной заинтересованности, не исполнил требуемых по службе действия при наличии растущей просроченной дебиторской задолженности у ЧТУП, не приняв мер по приостановлению поставок продукции общества, причинив тем самым ущерб обществу на сумму свыше 140 000 рублей.

12.03.2021 прокуратурой г. Могилева возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), в отношении должностного лица ОАО «Могилевхимволокно», которое в июле 2019 года, путем внесения заведомо ложных сведений в бухгалтерские документы, совершил хищение товарно-материальных ценностей на сумму свыше 600 рублей.

В ходе проведенных мероприятий сотрудниками ОБЭП Осиповичского РОВД пресечена преступная деятельность должностного лица сферы образования, которое за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию (сдача внутреннего экзамена без надлежащей оценки знаний и получения водительского свидетельства о прохождении обучения) неоднократно получал от работников организаций и предприятий денежные средства.

11.01.2021, 01.02.2021, 11.03. и 02.06.2021 Осиповичским РОСК в отношении последнего возбуждено четыре уголовных дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 ст. 430 УК (получение взятки).

В ходе проведенных оперативно-розыскных и иных мероприятий изобличены во взяточничестве (наиболее опасная форма коррупции) должностные лица в сферах: промышленности, образования, здравоохранения и торговли.

Совершенные ими преступления, как правило, связаны с действиями в интересах коммерческих структур при осуществлении закупок, решением вопросов об оплате выполненных работ, поставкой продукции, выдачей разрешительных документов, сдаче экзаменов и др.

К примеру, 26.03.2021 УСК по Могилевской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного
ч. 1 ст. 430 УК (получение взятки), в отношении врача учреждения здравоохранения г. Могилева, который в марте т. г., за благоприятное решение вопросов, входящих в ее компетенцию (выдача справки о временной нетрудоспособности), получил в качестве взятки денежные средства.

В ходе расследования данного уголовного дела, 31.03 и 15.04.2021 дополнительно возбуждено два уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 430 УК.

Таким образом, коррупционные проявления характерны фактически для всех отраслей и направлений экономической деятельности, а также при выполнении должностными лицами юридически значимых действий, принятии различного рода решений, осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Приведенные выше примеры совершения коррупционных преступлений свидетельствуют о необходимости принятия мер по противодействию коррупции, как со стороны правоохранительных органов, так и непосредственно самих предприятий, учреждений и организаций, и, в первую очередь, в лице ответственных за данное направление деятельности лиц.

Кроме уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) предусмотрен ряд антикоррупционных мер:

- установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;

- регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;

- содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.

В первую очередь Закон направлен на внедрение профилактических механизмов, призванных минимизировать «привлекательность» совершения коррупционных деяний и исключить предпосылки для коррупционного поведения.

В частности, это запрет на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, который не зависит от факта погашения судимости, т.е. носит бессрочный характер.

Предусмотрена норма, устанавливающая временное ограничение в приеме на руководящие должности определенных категорий лиц (в течение пяти лет со дня увольнения по дискредитирующим основаниям). Закреплен механизм лишения права на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной службе.

Особое внимание уделяется соблюдению антикоррупционных ограничений.Цель таких ограничений - исключить возникновение даже видимости предрасположенности государственных должностных лиц к получению личных выгод в связи со своим служебным положением и подозрений в том, что принимаемые этими лицами решения по службе являются необъективными.

Государственное должностное лицо не вправе:

- заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

- быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;

- принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;

- осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением служебных командировок;

- использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

- выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики);

- принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей.

Статьей 40 Закона определен порядок взыскания с государственных должностных или приравненных к ним лиц, их супруга (супруги), близких родственников или свойственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство, незаконно полученных денежных средств имущества, подарков, стоимости выполненных работ, оказанных услуг, которыми они незаконно воспользовались.

Кроме того, в статье 22 Закона закреплено, что государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. При этом определено, что полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность.

Материал подготовлен УВД Могилевского облисполкома