RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Какие изменения ожидают отрасль после вступления в силу норм принятого Закона «О туризме»

Турист под зонтиком защиты

11 ноября Президент подписал обновленный Закон «О туризме». Напомним, работа над документом активизировалась в 2018-м — после банкротства одного из туроператоров. Тогда остро возник вопрос незащищенности туристов и турагентов перед не всегда честными партнерами и непреодолимыми обстоятельствами. В новом документе как раз и заложены механизмы защиты и урегулирования таких споров.

У игроков рынка и путешественников есть чуть больше года, чтобы внимательно изучить его и подготовиться к нововведениям. Ведь большинство из них заработает с января 2023-го.

Определимся с понятиями

Во-первых, уточнен понятийный аппарат. Например, детализировано значение аудиогидов: применение общедоступных или индивидуальных фонограмм, в том числе через приложение в смартфоне, законодательно допускается во время экскурсий, комплекса туруслуг — речь о сформированной туроператором совокупности двух и более услуг, куда обязательно включены хотя бы перевозка, или размещение, или экскурсионная услуга. Прописано, что подра­зумевает под собой турагентская и туроператорская деятельность, что входит в туруслугу, что такое турзона (часть территории Беларуси с точно определенными границами, где расположены один или несколько турресурсов и которая создана для поддержки туриндустрии и туризма, охраны и рационального использования турресурсов). Туристические зоны создаются с учетом предложений на местах от госорганов, юрлиц, ИП и граждан. За сбор идей отвечает регулятор. Решение же принимает Совмин по согласованию с Президентом. Уточнено и понятие туристического информационного центра.

Приоритетными направлениями госрегулирования в сфере туризма определены поддержка туриндустрии, развитие внутреннего и въездного туризма. Государством определены меры по созданию и обеспечению благоприятных условий для работы бизнеса, проведению исследований, реализации программ и проектов, направленных на поддержку индустрии гостеприимства, созданию и развитию турзон, ТИЦ, развитию экскурсионного обслуживания и разработке новых маршрутов.

— Уточнение терминов в законе позволяет избежать путаницы в их трактовке при работе, в том числе обучении профильных специалистов, — поясняет директор Департамента по туризму Минспорта и туризма Ирина Воронович. — Например, понятие турзоны в нашем обиходе было, но оно не закреплялось законодательно, отчего порой возникало недопонимание. Или еще один пример. Поскольку одно из новшеств документа — разделение ответственности туроператора и турагента, логично вначале четко изложить, что понимается под этими терминами и функциями игроков рынка. Уточнения еще одного терминами потребовало само время. Так, на фоне пандемии увеличилось число индивидуальных экскурсий, и использование аудиогидов, мобильных приложений становится просто необходимым.

«Эти вопросы обострились во время пандемии»

В обновленном законе прописана обязанность туркомпаний, отправляющих туристов за границу, рассказать о правилах личной безопасности в стране въезда — о требованиях к состоянию клиента, нюансах прохождения разного вида контроля, обычаях, культурных ценностях, санитарно-эпидемиологической обстановке, поведении в случае ЧП и контактах диппредставительств и туркомпании. Появляется возможность заключать электронные договоры. В документах о зарубежных поездках будут данные об организации, которая гарантирует ответственность тур­оператора в случае форс-мажора, перечень расходов, которые подлежат возмещению, порядок и сроки обращения за деньгами.

Детализировано понятие фактически понесенных расходов, которые важно определить, если клиент по каким-то причинам отказался от тура. Так, например, расходы туркомпании по оплате услуг связи, коммуналки, аренды офиса, расходы турагента, связанные с проведением безналичных расчетов по туру, не относятся к понесенным тратам. При этом в подтверждающих документах должен быть конкретно указан источник, за счет которого произведены данные расходы. Сделано это для того, чтобы видеть, какую часть затрат понесло агентство, какую — туроператор и в какой пропорции в случае ЧП они будут отвечать перед клиентом. Прописан и претензионный порядок урегулирования споров, сроки решения вопроса до суда.

— По сути, эти вопросы обострились во время пандемии не только у нас, но и во всем мире, — отмечает Ирина Воронович. — Поэтому ответы на них мы постарались прописать в законе, дать потребителю пошаговый механизм действий, как быть в том или ином случае. Мы хотим, чтобы обычный человек понимал, кто и как работает в туризме, за что отвечает, случись что, какие расходы, в какие сроки и кто ему возместит. Сейчас ведь все недовольства и ожидания со стороны путешественников адресуются турагентству, но оно — лишь посредник, все деньги от клиента передает туроператору, а тот платит авиакомпании, другим перевозчикам, отельерам. Агент лишь реализует комплекс туруслуг, сформированных туроператором, и в своей компетенции за этот объем и несет ответственность.

О ЧП начистоту

— По сути, обновленный закон предполагает практическую направленность не только для подготовленных людей, например юристов, работников туркомпаний, но и для обычных граждан, — обращает внимание представитель Минспорта. — В документе мы максимально постарались прописать алгоритм действий в неординарных ситуациях, которые, кстати, возникали в пандемийный период. Понимаем, что в ближайшем будущем ситуация сильно не изменится. Пока мы видим, что каждая последующая волна коронавируса сильнее, но при этом люди планируют свой отдых и отправляются в путешествия. Возможно, нам придется еще долго жить в таких условиях.

В законе также указаны случаи, которые относятся к невозможности туроператора исполнять свои обязательства перед туристами. В их числе — принятие иностранным государством решения ограничить въезд гостей, возникновение обстоятельств, представляющих угрозу причинения вреда жизни, здоровью или имуществу путешественников. В случае ЧП туроператор обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом Минспорта и туризма, написать на своем сайте, сообщить партнерам. Регулятор дублирует сведения о форс-мажоре на своей онлайн-страничке, в течение пяти рабочих дней вносит соответствующую пометку в реестр, а также направляет в выбранный туркомпанией вариант обеспечения фингарантий весточку о необходимости подставить плечо.

К слову, туроператор, работающий на выезд, сперва должен определиться с вариантом персональной ответственности перед туристами на случай невозможности исполнить свои обязательства по договорам. Их три: добровольное страхование, банковская гарантия, фонд ответственности при турсоюзе. Впрочем, можно остановиться сразу на нескольких. Или поменять через год.

— Не только туроператор будет выбирать для себя механизм ответственности, но и турист увидит, к чему тот склонился, и решит, устраивает ли такой вариант, — подчеркивает Ирина Воронович. — Подобные варианты гарантий уже апробированы в странах-соседях, в частности в России. Однако в нашем законе система предусматривает большую вариативность. В том же российском законодательстве прописано, что формирование фонда обязательно для всех, плюс на выбор банковская гарантия или страховка. По нашему мнению, введение этих механизмов уберет с рынка несерьезные компании, потому что в фонд их не возьмут, банки и страховщики перед заключением договора проверят от и до.

В законе прописан и максимум, на который может рассчитывать пострадавшая сторона, — это двукратная стоимость туруслуг. Размер имущественного вреда будет определяться исходя из расходов на возвращение туристов на родину и оплату туруслуг по договору после рассмотрения заявления. В законе прописано, что должно быть в обращении. Если все верно, то в течение 15 дней ущерб возместят. Споры будет рассматривать суд.

Подстелить соломки потребителям

В случае с банковской гарантией между банком и туроператором указан лимит обязательства банка, но не ниже половины стоимости туров за предыдущий год. За каждой путевкой резервируется сумма, эквивалентная ее стоимости, на полгода после окончания поездки за рубеж. Если лимит выбирается меньше чем за год, договор о гарантиях закрывается.

Фонд же ответственности тур­операторов может формироваться ассоциацией при условии, что в нее входит не менее десяти туроператоров-выездников, выбравших форму ответственности перед туристами в виде взносов. Они ежегодные, составляют 0,2 процента от стоимости туров за предыдущий год, производятся равными долями не реже раза в квартал. При желании опытная компания может внести всю сумму одномоментно. А вот новичок или вновь зарегистрированный в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивает взносы не реже раза в квартал в размере не менее 2/10 процента от стоимости туров за предыдущие три месяца работы. Деньги будут аккумулироваться на банковском спецсчете, открытом ассоциацией, в рублях. Взносы могут идти на погашение туркомпаниям и клиентам имущественного вреда из-за неисполнения обязательств.

Если в течение трех лет подряд не было форс-мажоров со стороны участников союза, правление может потратить часть собранных взносов — не более 10 процентов — на организацию выставок, ярмарок, направленных на развитие турпотенциала Беларуси или отдельных ее регионов, на участие в подобных форумах туроператоров. При условии, что не меньше половины членов союза согласны.

Если туроператор — участник фонда уходит из выездного направления, сворачивает бизнес вообще, выходит из ассоциации или меняет форму обеспечения ответственности, ему причитается возврат взносов. За минусом неисполненных обязательств по договорам, если такие были, доли, израсходованной на маркетинг. Не вспомнил о взносах в течение года — будешь исключен из рядов участников фонда. Если вдруг число коллег-взносчиков в союзе стало меньше десяти и за год не выросло, спецсчет обязаны закрыть, фонд — расформировать, остаток неиспользованных средств распределить между пайщиками. Если же ассоциация ликвидируется, то в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения или вступления в силу постановления суда она направляет в банк заявление о закрытии счета. Остаток перечисляют на текущие счета участников фонда пропорционально их взносам. Схожая схема будет и при реорганизации союза. В случае слияния нескольких бизнес-ассоциаций все спецсчета закрываются, деньги переводятся на новый общий, при присоединении — уходят на счет более весомого партнера. При разделении из остатка вычитается пропорциональная часть отчислений участников нового бизнес-союза, которая отправляется на его спецсчет. Союз, три и более раза нарушивший правила формирования и использования денег фонда персональной ответственности туроператоров, подлежит ликвидации. Оставшаяся сумма будет справедливо распределена между операторами, ее собравшими.

В случае форс-мажора туркомпании смогут написать заявление на имя турсоюза, где состоял провинившийся оператор, о причиненном имущественном вреде в течение полугода со дня возникновения ЧП. Если в ассоциации затянули с решением о выплате турагентам, туристам, экскурсантам, находящимся за границей, денег из фонда, последнее слово остается за Совмином. Если он одобряет выплаты, их сумма будет равняться размеру причиненного имущественного вреда, но не более двукратной стоимости туруслуг. Бизнес-союз обязан выполнить решение Правительства в течение 15 календарных дней.

— Ответственность туроператора вырастет, как и уровень защиты потребителя. Успокою тех, кого во время обсуждения закона запугали удорожанием путевок. Мы неоднократно просчитывали вместе с бизнесом, что после введения механизмов ответственности стоимость тура поднимется до 5 долларов в эквиваленте, — озвучивает сумму Ирина Воронович. — С учетом того что фонд ответственности могут формировать участники бизнес-союзов, вполне возможно, что в стране появится еще несколько ассоциаций. В результате вырастет конкуренция, повысятся стандарты работы.

О себе начистоту

Прежде чем приступить к работе, новичок в туризме должен накануне уведомить местный исполком об открытии, затем непременно направить сведения о компании, ее месте нахождения, профиле, данных руководителя, информацию о членстве в турассоциациях, выбранном инструменте ответственности для туроператоров в специализированный реестр. К слову, сейчас в нем числится 1569 компаний. Сведения они подают добровольно и не всегда оперативно.

В законе уточняется, что проводить экскурсии на территории страны могут только аттестованные гиды и экскурсоводы. Перед началом использования аудиогидов их текст тоже должен получить одобрение комиссии при Минспорта.

— В законе мы постарались максимально ответить на три блока вопросов, которые возникли и сохраняются в отрасли в последнее время, — это разделение ответственности туроператоров и турагентов, введение механизма ответственности туроператора и защита потребителей, идеологическая составляющая в экскурсионной работе — важно, чтобы факты не искажались, — резюмировал собеседник. — Меняется туризм во всем мире, и сама жизнь показывает, что правила работы бизнеса нужно пересматривать, что турист нуждается в дополнительных гарантиях, в понятном алгоритме действий в случае форс-мажора, чтобы поездка состоялась. Посмотрите: в ООН заявляют о глобальном кризисе в туротрасли и все дальше отодвигают сроки восстановления мировой сферы гостеприимства — речь уже идет о 2,5—4 годах. И мы не можем не учитывать общие тенденции, действовать по старым правилам в момент, когда особенно нужны и важны изменения.

СБ