RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Деревня в Чаусском районе, о названии которой до сих пор спорят

Роман длиною в век

В Чаусском районе есть деревушка с названием, которого не встретишь больше нигде в стране. Впрочем, интересен не только сам факт. В этом году селу исполнилось 100 лет, а «имя» его до сих пор путают. Кличут то — Роман-Вина, то Роман-Вино… Как все же правильно и в чем провинился некий Роман, мы и решили узнать.

Путаница в топонимике

От Чаус до нужного нам места — километров 20. До того, как туда отправиться, заворачиваем в районный историко-краеведческий музей. Там наверняка помогут разобраться с местечковой топонимикой.

— У этой деревни было даже не два, а три названия, — еще больше интригует директор музея Инна Казакова. — Первую свою «мянушку» она получила после происшествия. По легенде в том краю когда-то действительно жил Роман, однажды ставший причиной большого пожара. Выпив вина, он случайно поджег свою хату. Отсюда и название — Роман-Вина (с ударением на последнем «а»). А еще улицу, которую уничтожил огонь, перекинувшись с хаты Романа на другие, окрестили Погарь. Но сегодня она официально называется Роман-Вино.

Легенды и факты

Про «поджигателя-Романа» сельчанка Анастасия Гулидова, которой этой зимой исполнится 84 года, не слыхала: «Свекор говорил, пожар вроде устроила одна из сельчанок».

За давностью лет установить, что правда, что быль невозможно. Но точно одно: Романами местные сыновей почему-то не называли.

Из «Похозяйственных книг основных производственных показателей хозяйств колхозников» за 1944—1948 годы, сохранившихся в Антоновском сельском исполкоме, видно, что самыми популярными женскими именами тут в ту пору были Пелагея, Марфа, Матрена, Параскева, Евдокея, Ефросинья, Ходосья, Мария. Мужскими — Яков, Федор, Семен, Николай, Иван, Павел, Петр, Иосиф, Анатолий, Андрей.

 Есть в книгах и данные, где они трудились, сколько детей имели, какое хозяйство держали, были ли грамотны, сколько их ушло на фронт, было угнано фашистами на принудительные работы…

— На 1946 год — 61 дом, 270 человек, — сверяется с записями председатель Антоновского сельисполкома Наталья Кирпичева. — Около 50 процентов жительниц Роман-Вино были вдовами — их мужья не вернулись с войны. Понемногу деревня отстраивалась, в 1949 году — уже 82 хаты. В 1960-е — 90, около 350 постоянных жителей. Ныне осталось всего 28 человек. Большинство — пенсионеры.

«Романов нет,  вина нальем»

Анастасия Гулидова вырастила четверых детей.

— Валентина — минчанка, работала в поликлинике, уже на пенсии. Виктору 60, всю жизнь «баранку крутит», живет в Могилеве. А двое сынов в родном селе остались. 55-летний Александр — слесарь в ОАО «Дужевка», 45-летний Андрей трудится в лесхозе, — накрывая на стол, рассказывает гостеприимная хозяйка. — Хорошо живем, дружно. Видите деревянные скульптуры, мельницу, панно? Витина работа, он увлекается резьбой по дереву. Саша и Андрей — первые помощники по хозяйству. Так сызмала приучены, мы ж мужем никогда без дела не сидели. Я дояркой была, супруг Володя — комбайнером. Как он был жив, две коровы держали, отару овец. А сейчас у меня только куры.

Анастасия Степановна, впрочем, и сегодня без дела не сидит. Вяжет свитера, носки, варежки для детей, внуков и правнуков. Осваивает планшет, подаренный одной из внучек. На нем — целая галерея цветов. Пенсионерка их обожает. Хризантемы у нее даже зимой цветут — в хате.

— У нас все работящие, непьющие, — гордится детьми хозяйка. — Разве что на праздник могут чарку поднять. Вино я сама делаю. В подвале есть виноградное, что лет 12 назад поставила. А вам самое вкусное дам продегустировать — из вишни. Сладкое, ароматное, такого точно нигде не купите!

Три доярки — три сестры

Интересный факт: родные братья Александр и Андрей в жены взяли Аллу и Светлану, которые друг другу приходятся родными сестрами. Первой в Роман-Вино перебралась Алла. За ней — Света. Купили хаты, обзавелись хозяйством, пошли работать на ферму. А вскоре к ним присоединилась младшая — Лена.

Доярок на ферме, что тут же, в селе, четверо. Все — из Роман-Вино: кроме трех сестер еще одна Светлана — Морозова. Труд нелегкий: 161 корову надо вовремя подоить, накормить. Вставать — говорят сестры, — приходится в четыре утра. На работу — даже зимой — едут на велосипедах.

Примечательно, что 48-летняя Светлана Гулидова по образованию педагог. До того как перебраться на ПМЖ в Роман-Вино, преподавала в начальных классах в школе деревни Долгий Мох. Но о смене профессии и места жительства не жалеет:

— В город нас не тянет. Хотя в селе надо много трудиться, друг дружке помогаем. И празднуем вместе. Наш свекор знатно играл на гармони. На Новый год всегда в его хате собирались. И хотя его уже нет, обязательно пойдем поздравлять свекровь. С аккордеоном. У нас Лена — музыкант, любую мелодию на инструменте «выведет».

— На праздник села каждый год приезжают сюда уроженцы Роман-Вино, ныне живущие в Могилеве, Минске. На 100-летие из-за коронавируса собралось их, правда, немного — человек 50. Но было весело: песни, караваи, — вспоминает Наталья Кирпичева. — Эта деревня — как одна большая семья. Люди, когда идут к соседу на другую улицу, порой хату не запирают, велосипеды те же Гулидовы за воротами оставляют. Знают: никто не возьмет чужое.

Дружное село

На окраине деревни — памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны: солдатам, мирным жителям, расстрелянным фашистами.

83-летняя Тамара Платонова помнит, как после войны отстраивалось село, как местные «на себе лес возили», ставили хаты — сперва маленькие, потом, по мере увеличения семей, побольше:

— Тогда в каждой избе было по пять—десять детей, а сейчас на все село ни одного. Разве что в гости приезжают —  к бабушкам-дедушкам.

Когда-то были в деревне клуб, магазин. Теперь дважды в неделю приезжает автолавка.

— Поначалу магазин был в соседней Дужевке, прямо в хате моего отца. А как я школу-десятилетку окончила, на должность продавца меня выдвинули. Дескать, ты ученая, вот и считай, — вспоминает Тамара Павловна. — Думала, временно, а проработала до пенсии. Когда в 1958-м мы в Роман-Вино хату поставили, магазин переместился ко мне на дом. Самым ходовым товаром был хлеб. За неделю продавала его лотков 40, это 640 буханок. А вот спиртное брали только на торжество. Трудились мы много, гуляли весело. У нас негласное правило было: двух свадеб в один день не устраивать. Чтобы народ не перессорить. Потому как на свадьбу приглашали все село. Как и на крестины, проводы в армию. Но на следующий день все — и доярки, и комбайнеры — шли на работу.

Кстати, на вопрос, как же все-таки правильно называть их дружное село, Тамара Павловна, улыбаясь, протягивает паспорт. На штампе о месте регистрации читаю — «Роман-Вина», в графе «место рождения» — «Роман-Вино»… Такая вот история.

Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна