RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Художник-постановщик из Краснопольского народного театра преображает актеров до неузнаваемости

Мастер на всю сцену

Два года назад этот театр отметил 100-летие. Наталья Савченко работает здесь уже 17 лет. Она отвечает за декорации, грим, на пару с костюмером шьет наряды для актеров. Специфика районного храма Мельпомены такова: штат небольшой, потому приходится совмещать сразу несколько должностей.

Гвозди сезона

Народный театр работает при районном Центре культуры. На входе — две большие скульптуры-маски. Внутри нас встречает сказочный замок — новая декорация для будущего спектакля.

— Мне мужчины, работающие в штате, помогают, — скромничает художник-постановщик. — Но многому и сама за эти годы научилась: и пилить, и гвозди забивать. Из дома уже весь инструмент в театр перетащила. Если надо, и бруски, и древесно-стружечные плиты под размер нарежу, сколочу из них, что нужно…

Надо театру многое, постановки ведь здесь ставят разные — от классики до детских спектаклей. Детские, кстати, самые трудоемкие. Сказочные персонажи требуют красочности, атмосфера должна быть соответствующая. И Наталья Савченко прекрасно создает ее из подручных материалов.

— Нужен трон для Кощея Бессмертного? Берем древний стул, «наращиваем» его с помощью деревянных брусков, из них же делаем подлокотники, драпируем плотной тканью, наносим фасадную краску, декорируем, — описывает процесс Наталья. — В этом деле главное — фантазия.

На столе художника-постановщика — объемная папка с эскизами. Декорации ей приходится делать не только к спектаклям, но и к праздникам. Для «Скарбнiцы Падняпроўя» понадобились хатка, «купальскае кола», «дрэва с абярэгамi». А еще театр участвует в областных, республиканских фестивалях и конкурсах.

Выпускное платье для Снежной королевы

Для Натальи театр — и работа, и призвание: «На родину, в Краснополье, я вернулась девчонкой — после художественного училища. Могла остаться в Могилеве, но не захотела. И не жалею. У нас очень дружный коллектив. Порой, чтобы сшить наряды для актеров, засиживаемся с костюмером до 12, а то и до трех ночи. И остальные девчата подключаются. У нас много реквизита из вещей, которые когда-то носили мы или наши родители. И из ткани, что купили для личных нужд, но «пожертвовали» театру.

Чтобы герои на сцене выглядели убедительно, девчата (было дело) лишили своих домочадцев меховых воротников. Отпороли опушки у курток — и у сказочных заек и котиков появились пушистые уши, лапы, хвосты. А одна из землячек, узнав, что «у театра нет медведя», принесла дубленку: «Вывернете наизнанку — будет мишка».

— Когда ставили «Снежную королеву», я взяла свое выпускное платье. Наклеили на него розочки, что смастерили из лоскутков, — получилась прекрасная леди-цветочница, — рассказывает хореограф Елена Кочанова. — Для самой королевы одна из актрис заказала в интернет-магазине серебристое, в пайетках, вечернее платье. Для довершения образа нужна была еще накидка. И она сняла дома с окна 7-метровый тюль из органзы. А на королевский воротник из моей занавески мы вырезали блестящие лепестки.

Этот воротник, смеются девчата, дался труднее всего. Крутили его из проволоки — чтоб не падал, обтягивали фатином, обшивали серебристой нитью, украшали...

— Одно дело — придумать эскиз, и совсем другое — воплотить идею в жизнь, — объясняет художник-постановщик. — Помню, дракона трехголового делала — плакала. Одна голова держится, другие «набок уходят». Был момент, когда руки опустились. Но в итоге все получилось, тот дракон у нас не один сезон отработал!

Есть в театре и старинный реквизит. Костюму героя спектакля «Алазанская долина» лет 30. Поролоновым бабке, деду и зверям — лет 15. Они в приличном состоянии, но используют их лишь в уличных постановках, потому что в таком прикиде дышать тяжело. Кстати, в ремонт театралы свои наряды не сдают, починяют сами. Помогают специалисты из местного Дома ремесел. А вот старым реквизитом делятся с сельскими ДК. Им ведь тоже на праздники нужны красивые декорации.

Чтобы ус не отклеивался

Вжиться в роль и перевоплотиться так, чтобы мама родная не узнала, — задача не из легких. И в этом актерам тоже помогает Савченко. И бороду приклеит, и курносый нос превратит в длинный и крючковатый, и грим так нанесет, что состарит актера ради роли лет на 40.

— Рисовать новые лица я люблю, — признается мастер, раскладывая на столе кисточки, банки со специальной краской, пуховки, пудру. — Театральная косметика ярче, жирнее и плотнее обычной, для повседневной жизни не годится, зато хорошо смотрится из зала.

Бороды, бакенбарды и усы гример обычно «цепляет» на специальный клей. «Запчасти» прихватываются мгновенно и держатся на человеке на протяжении всего спектакля, а то и больше трех часов.

Наталья Савченко показала нам мастер-класс: как из человека сделать кота:

— Сначала наносим на кожу жирный детский крем, а уж после — основу пастообразную. Белой краской прорисовываем лоб, нос, подбородок. По контуру, для контрастности, пускаем кисточкой черную обводку. Широкими мазками подводим глаза, закрашиваем кончик носа, рисуем точки на щечках. Брови тоже красим. У нашей модели они изящные. Это хорошо для жизни, но не для сцены, поэтому поверх рисуем густые темно-коричневые полосы. И остальную часть лица гримируем — родной тон в свете рампы выглядит серым. Если кот мужчина, нужны еще усы и бакенбарды. Поскольку у нас кошечка, достаточно завязать ее волосы в хвостики и поверх нацепить пушистые ушки.

В довершение образа, на создание которого у опытного гримера ушло минут 20, надеваем бархатную жилетку, белую манишку, цепляем хвостик. Все — можно на сцену!

Кстати, на сцену Наталья Савченко выходила и в качестве актрисы. Как-то ее попросили сыграть Лесовика в постановке «Новогодние приключения Маши и Вити». Она и образ придумала, и сама себя загримировала: наклеила огромную бороду, нацепила парик. Родной сын, которому в ту пору было 5 лет, маму не узнал! Сегодня Андрею 12, он фактически вырос в театре, уже пробовал себя в роли ведущего, сыграл в одном из спектаклей ворона.

Елена Кочанова, которая ради нас перевоплотилась в кошку, смывает грим быстро:

— Это раньше его удаляли вазелином, а теперь — обычными влажными салфетками.

Несколько салфеток  — и кошка исчезла. Сказка, созданная для нас, закончилась. Но рабочий день художника-постановщика продолжается. Не за горами и Новый год, нужно придумать множество эскизов, чтобы подарить сказку юным землякам.

ДОСЬЕ 

Театр в Краснополье основан в 1918 году, в 1962-м удостоен звания народного. Участник и победитель всесоюзных конкурсов и фестивалей, с 1993 года он сам является организатором фестиваля «Тэатральныя вечарыны», на который съезжаются любительские коллективы из разных стран. Участвовал во Всебелорусском фестивале народного юмора «Автюки» в Калинковичах, фестивале уличных театров в Минске, «Славянском базаре в Витебске», Международном фестивале детского творчества «Золотая пчелка» в Климовичах, купальском фесте «Александрия собирает друзей» в Шкловском районе.

В репертуаре — постановки от классики («Раскiданае гняздо», «Паўлiнка», «Бесприданница», «Хто смяецца апошнiм») до детских сказок и мюзиклов («Никитов лапоть», «Летучий корабль» и многие другие).

Ольга Кисляк, фото Андрей Сазонов, СБ

 

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна