RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Отработав два года учителем в городе, молодой специалист возглавил сельскую школу-сад

Время Листопада

Его дети слушают Баха, мастерят скворечники, ходят в походы по местам боевой славы. А детей у Сергея Листопада 122. Молодой, ему только 25, и холостой, по окончании Могилевского государственного университета имени Кулешова он вернулся в родные Белыничи. Два года преподавал историю юным горожанам, а 1 сентября этого года стал директором школы-сада в агрогородке Техтин. Там мы с Сергеем Петровичем и встретились.

Его история

— Я с детства интересовался историей, археологией: документальные фильмы смотрел, изучал специальную литературу, — рассказывает о мотивах выбора будущей профессии Сергей Листопад. — Потому и поступил на историко-филологический факультет МГУ имени Кулешова. Вместе с профессором Игорем Марзалюком, в ту пору возглавлявшим кафедру археологии и специальных исторических дисциплин, ездил на раскопки. Когда извлекаешь из земли осколки прошлого — кресты-энколпионы, бусы из византийского стекла, — это ни с чем не сравнимое чувство. Хоть я стал не археологом, а учителем истории, мечтаю как-нибудь свозить на раскопки своих школьников, чтобы увидели, какой это трудный, но увлекательный процесс.

Историю Сергей Петрович преподает уже третий год. Поначалу работал в Белыничах в средней школе № 1:

— Я поступал по целевому направлению, зная, что вернусь на малую родину. Попал в прекрасный коллектив, многому научился от директора Татьяны Болдышевской. Для молодого специалиста очень важно, когда есть к кому обратиться за советом, когда твои идеи поддерживают, когда рядом люди, которые так же, как и ты, влюблены в свою профессию.

Классные внеклассные

Районные и областные олимпиады, спортивные конкурсы, интеллектуальные брейн-ринги… Со своими учениками Листопад не расставался даже по выходным. Не просто преподавал им историю. Сергей Петрович уверен, что, рассказывая о каком-то времени или событии, нельзя лишь цитировать учебник:

— Нужна визуализация, картинка, тогда детям интереснее, они вливаются в учебный процесс.

И Листопад включает им на уроке музыку — Баха, Бетховена. Достает проектор и ведет на виртуальную экскурсию в музей, демонстрируя произведения Рембрандта и Леонардо да Винчи. Рассказывая о Великой Отечественной, показывает танки, поясняя, чем они отличаются друг от друга. А еще водит детей на реальные экскурсии по местам боевой славы. С сельскими учениками, правда, таких марш-бросков пока не совершал.

— Когда мне летом, незадолго до начала нового учебного года, предложили стать директором, конечно, засомневался, потяну ли, — не скрывает Листопад. — Понимал: это очень ответственная должность. Ты уже не просто предметник, нужно быть еще и хозяйственником.

Идеи и их воплощение

Хозяйственника­ ­Сергей Петрович уже «включил». Договорился с шефами — ОАО «Новая Друть», чтобы на зиму обеспечили школьников картошкой. Заказал арматуру — надо укрепить сток на крыше.

Здание школы в Техтине кирпичное, добротное. Кстати, есть в ней и собственный музей, в котором довольно много любопытных экспонатов. Местные учителя отыскали даже фотографию первой здешней учительницы.

— Анна Андреевна Сипакова приехала в Техтин в 1906 году из Питера, — рассказывает преподаватель белорусского языка и литературы Ирина Третьякова. — Молодая, красивая, утонченная, она ходила по домам, обучала грамоте крестьянских ребятишек. Добилась того, чтобы за парты сели не только мальчишки, но и девочки.

В школьном музее хранятся предметы крестьянского быта, много стендов посвящено истории Великой Отечественной войны. И местные педагоги надеются, что с приходом нового директора — историка фонды будут пополняться.

— Сергей Петрович строгий, но справедливый, — характеризуют Листопада восьмиклассницы Яна Вус и Маша Баранова. — И очень интересно преподает историю.

Мальчишки в восторге от того, что директор совмещает еще и должность трудовика. Пока они вместе обрезают доски и чинят стул, Листопад объясняет:

— Трудовика на ставку у нас нет, поэтому трудовое обучение ведут историк и физрук. И я подключаюсь. Уже отремонтировали забор на сельском кладбище. По весне будем со школьниками делать скворечники. Деревенские дети отличаются от городских. Они не зависают в гаджетах, а с радостью включаются в работу, потому что с детства приучены к труду. Мне с ними интересно, и я ничуть не жалею, что перешел работать в сельскую школу.

Кстати, школа в Техтине первой на Могилевщине присоединилась к проекту ООН «Сеть школ мира». Так что миротворческие, патриотические акции — это то, чем местные учителя и ученики увлечены всерьез. Им уже удалось установить имена двух человек, которые за спасение людей в годы Великой Отечественной войны были награждены медалью «Праведник народов мира». И планов у Листопада, как развиваться в этом направлении, немало. Активный, творческий, он и сам участвует во всевозможных конкурсах. К примеру, в 2018 году стал победителем областного конкурса молодых педагогов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Главный специалист отдела по образованию Белыничского райисполкома Наталья Солоненко: «Для молодых специалистов, которые ежегодно прибывают в район, предусмотрен ряд льгот и преференций. Обеспечиваем их жильем, помогаем с переездом, оплачивая расходы по перевозке багажа, закрепляем за каждым опытного наставника — помощника. В итоге около 50 процентов молодых учителей закрепляется на первом рабочем месте».

СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна