RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Старинные самосиньки, невянущие розы и семейные династии: чем славится Климовичский район

В гостях у «золотых пчелок»

В Климовичском районе живут люди, влюбленные в свое дело

В Климовичах бобруйчанин Александр Кунцевич обосновался в 2009 году: приехал по распределению после Гродненского медуниверситета и остался. Единственного в районной больнице врача-педиатра дети обожают. Даже малыши, которые боялись идти к врачу, в кабинете Сан Саныча, или дяди Саши, как они его называют, не капризничают, а улыбаются. Такой он человек – умеет говорить с ними на их языке. Об Александре Кунцевиче и других замечательных людях Климовичского района — в нашем традиционном проекте «Точка на карте».

Деревенский кутюрье

Александр Галковский из деревни Судилы — потомственный пасечник. У него около 60 ульев. Несколько пчелиных домиков перешли Александру Николаевичу по наследству еще от прадеда. Один из них изготовлен в 1915 году!

А еще досталась от предков Галковскому любовь к родной земле и уважительное отношение к традициям.

— Это голоплечка — женская сорочка. Это самосинька — сарафан. Это помётка — платок на голову, — извлекая из сундуков и сохранившегося от прабабушки шкафа сшитую вручную одежду конца XVIII — начала XIX века, объясняет Александр Николаевич. — Еще есть фартуки, и у каждого свое название.

Коллекцию, которой позавидовал бы любой крае­ведческий музей, Галковский собирал более 35 лет. Всего в его сундуках‑«запасниках» около 200 рубах и сарафанов, примерно полтысячи поясов. В этом году несколько раритетов он передал Национальной академии наук: сорочку, платок, которому почти 100 лет…

— Гляди, — приговаривает хозяин, повязывая поверх домотканой рубахи яркий пояс. — Если узел кладу налево, значит, говорю девкам, что холостой. Ежели направо — стало быть, женатый. А коли пояс у мужика по центру живота — вдовец. По узорам и цвету пояса можно узнать, богат его владелец или беден, сколько у него сынов, а сколько дочек. И на женских сорочках орнаменты говорящие, надо только уметь их читать. Вот этот означает «не трогай меня», а этот — «к замужеству готова».

Деревенский 61‑летний кутюрье не только читать орнаменты умеет, но и сам «сочиняет» дубленки, валенки. Жена Людмила из овечьей шерсти вяжет свитера, носки и варежки. И детей, дочку и сына, Александр Николаевич тонкостям ремесла обучил. Материал свой: у Галковского отара овец, около 80 голов. А еще сельский труженик держит три коровы, телочку, лошадь…

Из‑за них он однажды отказался участвовать в международном конкурсе фольклористов в Польше. А фольклорист Галковский знатный: помимо вещей, коллекционирует былины, предания, поверья белорусско‑русского пограничья, знает более тысячи пословиц и поговорок. Древнюю легенду о Змее Нупрее он представлял в Москве на Международном симпозиуме «Музыкальная карта мира», где собралось немало исследователей и носителей традиций из разных уголков мира. И покорил публику.

А еще Александр Николаевич запросто управляется с самопрялкой (ее второе имя — коловорот), плетет корзины из лозы, коллекционирует керамику — «гарлачыкаў» у него штук 100, все старинные, некоторым около века.

Несколько лет назад Галковский, кстати, староста Лобжи, продал корову, чтобы поставить обелиск не вернувшимся с войны землякам. Потому что уверен: у тех, кто помнит и ценит прошлое, есть будущее.

Мама — фермер

У Галины Талалаевой из деревни Лобжа детей семеро. И свое крестьянско‑фермерское хозяйство «Хутор Талалаевых»: 25 дойных буренок, 13 телят, 14 свиней, лошадка Машка, около 30 кур… Диву даешься, как она все успевает: и детей воспитывать, и за таким хозяйством смотреть. Галина Сергеевна смеется:

— Да я с детства такая активная, мне вечно больше других надо было. Когда пошла учиться в ПТУ, выбрала специальность «шофер‑тракторист». Единственная девчонка среди пацанов рассекала на тракторе. И хотя по специальности не работала (до того как стать фермером, Галина Сергеевна заведовала сельским клубом. — Прим. авт.), навык мне очень в жизни пригодился. Сегодня у меня два трактора МТЗ, я и сама рулю, и сыновья мои отлично ими управляют.

Детей с мамой сегодня живет трое. Филипп, которому 23 декабря исполнилось 16, помешан на технике, как шутят его родные. Он не только пашет на тракторе, но и самостоятельно его починить может. Самая младшая, 14‑летняя Мелания, названная в честь бабушки, тоже первая помощница: корову подоит, скотину накормит, лошадь оседлает. А главный в хозяйстве 28‑летний Евгений. Ему фермерство по душе. Впрочем, и остальные Талалаевы крепко привязаны к родной земле. Хотя сестра Катя (они с Женей двойняшки) трудится в банке в Черикове, а 19‑летняя Ульяна учится в Минске на экономиста, они регулярно приезжают в Лобжу. Как и 22‑летний Влад, работающий мастером в местном лесхозе, и 32‑летний Дмитрий, живущие отдельно. Дмитрий, кстати, жизнь связал с сельским хозяйством. Предприятие, где он работает, так и называется — «Селяне». А обращаются к нему земляки, если надо вспахать участок, заготовить дрова, сдать молоко государству, выкопать бульбу.

К родной хате в Лобже Дмитрий подруливает ежедневно, забирает молоко. А сдают его Талалаевы более 180 тонн в год.

— Конечно, крестьянский труд непростой. Но мои дети к нему сызмала приучены. Они у меня очень ответственные, работящие, друг другу помогают: если один еду готовит, другой дома прибирает, третий хлев чистит, — светятся счастьем глаза многодетной матери. — Мы с трех коров начинали, но у Димы, который тогда еще в седьмой класс ходил, была мечта купить дубленку. А чего не сделаешь ради детской мечты! Пришлось взять еще двух буренок. За сданное молоко ему к Новому году обновку и справили.

Встать в четыре утра, а то и раньше, чтобы подоить коров, приготовить, постирать, убрать, накормить скотину, потом вторая дойка, третья, летом еще и огород… Спать хозяйка порой в час ночи ложится. Но, несмотря ни на что, не променяет родное село на город:

— Какая у меня мечта? По весне снести свинарник и несколько сараев. На их месте построить новые, просторные. Но главная, конечно, чтобы мои дети были здоровы и счастливы.

Розарий не завянет

Гордость 31‑летней климовчанки Юлии Плешуновой — розарий, который не вянет. Хоть и живет семья Плешуновых в коттедже, цветы (кроме роз, еще хризантемы, васильки, пионы и даже сакуру) молодая мама Юля «выращивает» в гостиной. Впрочем, украшают они интерьер не только ее дома. Цветы у климовчанки заказывают земляки, жители Могилева, Орши, Минска. Они точь‑в‑точь как живые, только в несколько раз крупнее и сделаны из изолона. А еще большинство из них светится в темноте.

— Сперва я мастерила цветы для декора помещений. Но потом решила, что они должны выполнять не только эстетическую функцию, но и практическую, — уточняет Юлия. — Стала делать не просто ростовые цветы, а розы‑торшеры, настольные светильники‑хризантемы. Поскольку я не электрик, проводка и розетки — работа моего супруга Андрея. Моя часть — творческая. Идеи я нигде не подсматриваю, они рождаются в голове. Стараюсь не повторяться, не делать одинаковых букетов.

Яркие синие, розовые, красные, серебристые… Цветы создают атмосферу праздника и уюта. А еще женщина мастерит светильники в виде кукол, декоративные панно, шкатулки, магнитики на холодильник, свечи, бочонки для пива, детские игрушки с секретом: в них, как в большие матрешки, можно складывать разные мелочи.

На вопрос, откуда у нее, ветфельдшера по специальности, творческая жилка, пожимает плечами:

— Может, гены сказались… Мой прадедушка был прекрасным гончаром. Глиняные «глечыкi» не только у себя в селе продавал, но и в Оршу на рынок возил.

На изготовление одного цветка‑лампы высотой полтора‑два метра уходит от одной до трех недель и около пяти метров материала. Свои работы ремесленник Плешунова выставляет в соцсетях.

Люди смотрят, восхищаются, покупают. Некоторые просят изготовить что‑то оригинальное. Одна горожанка, например, заказала пальму: «Чтобы была огромная и выглядела натурально». Та пальма теперь «растет» у нее на лоджии. От себя Юля в качестве бонуса добавила парочку кокосов.

Зимой, правда, спрос не на фрукты, а на елочки и прочую новогоднюю атрибутику. К творчеству Юлия приобщает и детей: 5‑летнего Тихона и 9‑летнюю Ксюшу. Дочка, кстати, посещает художественную школу, любит рисовать, играет на скрипке.

А у Плешуновой есть мечта:

— Хочу делать еще более объемные работы. Например, фотозоны для детских праздников со светящимися арками, надписями, цветами. Хочется раскрашивать жизнь, чтобы больше в ней было позитива, яркости, волшебства…

Доктор дядя Саша

Александр Кунцевич — человек, который каждый день с будущим рядом. Он единственный в Климовичской центральной районной больнице врач‑педиатр. А еще неонатолог — доктор, который присутствует при родах и наблюдает за здоровьем новорожденных.

В Климовичах бобруйчанин Александр Кунцевич обосновался в 2009 году. Приехал по распределению после Гродненского государственного медуниверситета и остался. Дети его обожают. Даже малыши, которые боялись идти к врачу, в кабинете Сан Саныча, или дяди Саши, как они его называют, не капризничают, а улыбаются. Такой он человек: умеет говорить с детьми на их языке.

Наблюдая за тем, как врач общается с маленькими пациентами, вспоминаю Андрея Миронова в роли педиатра из комедии «Будьте моим мужем». Для доктора Кунцевича тоже легко уговорить ребенка показать язык или животик.

— Когда приехал в Климовичи, детское отделение было на ремонте, и какое‑то время я работал терапевтом в поликлинике, — рассказывает Александр Александрович. — Но мне всегда хотелось помогать детям. И как только предложили возглавить педиатрическое отделение в больнице, сразу согласился. Первых своих больных хорошо помню. Ничего серьезного не было: бронхит, простуда, температура. Но я так волновался за них, что не отходил от их кроватей, фактически ночевал на работе.

Помнит Кунцевич и то, как принимал первую двойню: у молодой деревенской мамочки родились две девочки. Крошечные: одна весом килограмм двести граммов, вторая — килограмм четыреста. И врачи этих крошек выходили.

— Родители всякие встречаются, — рассказывает доктор. — Одну роженицу к нам привезли, а она толком срок назвать не может. Оказалось, что ни на одном обследовании не была, на учете по беременности не состояла: скрывала от всех свое «интересное положение». К счастью, хоть малыш и родился недоношенным, быстро набирал вес, выписали его уже окрепшим… Бывало, и богатырей принимал. Один мальчонка, к примеру, появился на свет весом 4 кило 600 граммов.

К слову, себя Александр шутя называет старородящим:

— Такой термин врачи применяют к дамам, которые впервые решились забеременеть после 30 лет. А я отцом стал почти в 38. Дочурке Василисе год и три месяца, это мое самое большое достижение, мое счастье. Жена Марина сейчас в отпуске, по профессии она учитель музыки. Тоже работает с детьми, учит их играть на баяне.

Формула трудовой династии

У 29‑летнего Сергея Белькина в этом году трудовой юбилей: десять лет на одном предприятии. На Климовичский ликеро‑водочный завод он пришел не случайно:

— Мои родители здесь работают, вот и решил продолжить трудовую династию. Кстати, предваряя ваш вопрос, скажу: я непьющий. Не лежит душа к спиртному. А работа нравится, коллектив у нас дружный.

Мама грузчика Сергея Галина Петровна тоже заводская юбилярша: предприятию она отдала ровно 20 лет. Отец Сергей Владимирович проработал на заводе четверть века.

До того как прийти сюда плотником, глава семейства успел потрудиться в геологоразведке в Тюменской области. И заработки, говорит, хорошие были, и друзьями на Севере обзавелся, но потянуло домой, на малую родину.

Галина Белькина — диспетчер. Отвечает за выпуск техники на линию, следит за оформлением путевых листов. На постоянной связи с ней склад готовой продукции, отдел сбыта, технологическая служба. А еще она возглавляет комиссию по санаторно‑курортному оздоровлению и лечению и добровольную народную дружину.

— В нашей дружине 12 заводчан. Помогаем милиции, вместе ходим в рейды, — рассказывает Галина. — Опасных преступников ловить не доводилось, а вот паленый спирт как‑то у местного жителя обнаружили. И родители, которые любят в рюмку заглянуть, нас побаиваются. Знают, что в любой момент можем нагрянуть с визитом, проверить, чисто ли в хате, накормлены ли детки.

— Наша семья на заводе более полувека, — подсчитывают супруги Белькины. — Здесь работала и мама Гали, тоже Галина. В сладком цехе на ЛВЗ, было время, выпускали конфеты, лукум. Ее сестра лет 30 была оператором в цехе розлива. Сестра Сергея — повар, до пенсии работала в местной столовой, а брат колесил по территории на погрузчике.

Кстати, у Белькиных не только работа, но и хобби общее. Семья обожает тихую охоту, и по осени они все вместе отправляются в лес, щедрый на боровики и подосиновики.

— Только я за сезон их около 100 ведер собрала, — улыбается Галина Петровна, показывая в мобильнике фото банок с маринованными дарами леса. — По грибам я специалист, но и супруг возится с закатками. Ставит огурчики, помидорчики. Мы в квартире живем, но есть участок, где выращиваем овощи, построили курятник — у нас 40 наседок.

Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ

 

 

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна