RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Анатолий Оскирко не только учит детей грамоте, но и прививает любовь к своему краю

Наставник, воспитатель, друг

Анатолию Оскирко 39 лет, из них почти 20 он работает в школе. Анатолий Иванович — единственный на Быховщине мужчина-учитель, который преподает в начальных классах. К работе относится творчески. С детьми и в классе занимается, и к спорту их приобщает: ставит на лыжи, играет в футбол, водит на экскурсии. Уверен, что педагог должен давать знания не только по предметам — его функции шире: научить подрастающее поколение думать и анализировать, отличать главное от второстепенного, добро от зла, а еще – привить любовь к родине:

— На VI Всебелорусском народном собрании обсуждались вопросы, которые очень близки мне, как сельскому педагогу: развитие сферы образования, улучшение качества жизни людей в регионах, сохранение исторического наследия, воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

В  Новобыховском учебно-педагогическом комплексе детский сад — средняя школа 111 ребятишек, из которых 90 — школьники. Четыре начальных класса. В том, где классным руководителем Оскирко, — 12 мальчишек и девчонок. По городским параметрам маловато, по сельским — много. На уроки к детям Анатолий Иванович ежедневно ездит за 30 километров. Из города. На школьном автобусе. Хоть и живет в Быхове, по окончании МГУ имени Кулешова работал исключительно на селе.

— Начинал в Барколабово, теперь преподаю в Новом Быхове. Сельская школа — особый уклад жизни. Например, знаю, чем увлекаются мальчишки и девчонки, а чем — их родители, — улыбается педагог.

Не успевает он зайти в класс, как дети несутся к нему со всех ног. Делятся новостями: что случилось дома, на селе. В школе занимаются не только местные ребятишки, но и из четырех соседних деревень. Но со всеми родителями Оскирко ежедневно на связи: два года назад стал инициатором группы в Viber, где выставляет видео и фото с уроков, конкурсов, объясняет задачки, если не даются. А ежели надо кого-то пожурить или задать конкретный вопрос, пишет мамам и папам в личку.

— Сельские дети удивительные: открытые, контактные, любознательные, — с любовью рассказывает об учениках педагог. — Конечно, разные по характеру. И это надо учитывать, чтобы найти подход к каждому.

Второклассник Юра Иванов — настоящий энерджайзер. Знания ему даются легко, энергия бьет через край. Чтобы направить ее в нужное русло, Оскирко дает мальчишке чуть большую, чем остальным, нагрузку. Например, показывая детям, сколько раз сам может подтянуться на турнике или отжаться от пола, просит ребят попробовать сделать упражнение два-три раза, а Юре разрешает повторить его раз пять.

— Он сам просит, когда быстрее всех отстреляется, — доволен наставник. — Когда из-за пандемии ему пришлось остаться дома, чуть не плакал. Мама Юры звонила, рассказывала, как сын рвется в школу, потому что «там ему интереснее».

— А Денис Сможенков — самый грамотный и аккуратный. Пишет в тетрадках без помарок и ошибок, — хвалит мальчишку Анатолий Иванович. — И если кто из одноклассников пропустит точку или запятую, рисуя предложение на доске, то он тут же обнаружит ошибку.

Привить детям любовь к родине, вырастить их настоящими патриотами страны — одна из главных забот учителя Оскирко.

— Основа личности закладывается в самом раннем возрасте. Как педагог, я должен дать детям знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах. То, что происходит сейчас в современном обществе, заставляет всех нас задуматься о будущем родной Беларуси. Мы, взрослые, должны научить ребят анализировать ситуацию, мыслить критично, принимать правильные решения, — говорит с уверенностью Анатолий Иванович.

Семилетний Ваня Храмцов — парень творческий, обожает публичные выступления. Ему волю дай — весь урок проговорит. Например, когда речь зашла о грибах, Ваня вызвался рассказать всему классу о своих походах в лес, о том, как дедушка научил его отличать ложные боровики и опята от настоящих. Оскирко, видя, что ребенку нужно высказаться и что ему действительно есть чем поделиться со сверстниками, всегда дает ученику слово.

Отметки во втором классе детям не ставят, но педагог всегда найдет, как оценить их успехи и достижения.

— Стараюсь быть для них не только наставником, но и воспитателем, другом, с которым они могут посоветоваться по любому вопросу, — говорит педагог. — Если честно, то авторитет пришлось все-таки завоевывать. Когда только пришел работать в начальную школу, родители ко мне присматривались, осторожничали. И неудивительно: первая учительница была для детей как вторая мама. Объяснил им, что вовсе не плохо, если у первоклашек будет второй «классный папа».

С «классным папой» сельские ребятишки изучают историю малой родины, природу. Недавно сделали и повесили в лесу кормушки для птиц. Теперь периодически напоминают Анатолию Ивановичу: «Надо подсыпать пернатым зерна». Он этому рад и уверен: чтобы из пацанов выросли настоящие мужчины, надо с ранних лет воспитывать в них чувство ответственности.

— Моя мама всю жизнь проработала в сельской школе, — продолжает разговор учитель. — У нас сложилась не вполне обычная семейная династия. Мама удивляла тем, что выбрала, как многие считали, не женскую стезю в этой сфере — преподавала физкультуру. Я всегда после уроков рядом с ней был, с детства любил спорт: занимался гимнастикой, легкой атлетикой, волейболом. Теперь прививаю эту любовь ученикам и хочу, чтобы они выросли здоровыми.

Директор Новобыховского УПК детский сад — средняя школа Валентина Махныткина коллегу во всем поддерживает:

— Как правило, мужчины работают в школе преподавателями информатики, математики, физкультуры. Анатолий Иванович активный, инициативный, креативный. Прекрасно ладит с младшими школьниками, а они тянутся к нему, к знаниям, что, конечно, радует.

Своему сыну, ученикам Анатолий Оскирко не устает повторять: «Если взялись за дело, делайте так, чтобы потом не было стыдно ни перед другими, ни перед собой. И постоянно развивайтесь, открывайте для себя новые горизонты, ведь это и есть жизнь».

А в конце нашего разговора подчеркивает:

— 2021-й объявлен в стране Годом народного единства. На мой взгляд, нам всем надо больше внимания уделять патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Со школьной скамьи прививать детям любовь к малой родине через экскурсии, интересные совместные проекты, через творчество. Строить будущее страны мы должны вместе — сохраняя сформированные за годы независимости достижения и совершенствуя их конкретными делами.

Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ

 

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна