RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Форелевое хозяйство «Лохва» снабжает продукцией страну и замещает импорт малька для России

Радужные перспективы в холодной воде

Те народы, основу меню которых составляет рыба, реже других страдают болезнями сердца и дольше живут, практически никогда не впадают в депрессию. Белорусы тоже активно потребляют рыбу, памятуя о том, что она — кладезь полезных веществ и микроэлементов. Рыбное хозяйство в стране представлено двумя основными направлениями: рыболовством в естественных угодьях, то есть на реках и озерах, и аквакультурой — выращиванием рыбы в искусственных условиях. Происходит это обычно в установках замкнутого водоснабжения, создающих заданные условия и микроклимат, поэтому нередко в них разводят рыбу ценных видов. Самым крупным предприятием в стране по выращиванию радужной форели является ОАО «Форелевое хозяйство «Лохва».

Рыба здесь привередливая

В большом ангаре царит полумрак. Маленькие оконца под потолком позволяют взглянуть на бассейн лишь необходимому минимуму света. Поверхность воды гладкая, где-то на глубине видны лишь смутные тени довольно внушительных размеров. Но стоит бросить в бассейн горсть корма, как вода будто вскипает, у поверхности начинают мельтешить плавники и разинутые рты.

— Форель — это хищник, она всегда пребывает в поисках корма и постоянно хочет есть, — заверяет директор предприятия Юрий Куксенков.

Форелевое хозяйство «Лохва», которое обязано своим именем протекающей неподалеку речке, состоит из четырех структурных подразделений, разбросанных по разным районам Могилевской области: Быховский, Белыничский, Костюковичский, Горецкий. Размещение на расстоянии оправдано, поскольку производство полного цикла (от выклева икры до переработки товарной рыбы) потребляет немало электроэнергии и воды, так что концентрировать все в одном месте нецелесообразно.

Выращивание рыбы ведется в рыбоводных бассейнах замкнутого водоснабжения. В деревне Косичи Быховского района есть два модуля с такими бассейнами, в которых содержится рыба разных размеров. Сейчас перед нами соревнуются в проворстве экземпляры весом более килограмма, а в соседнем модуле набираются сил и веса форельи детки где-то по 80 граммов. Вырастить их без потерь — целая серьезная наука, которую здесь, впрочем, уже постигли.

— Радужная форель достаточно привередлива: ей требуется прохладная и максимально насыщенная кислородом вода. Поэтому за состоянием бассейнов, которые на первый взгляд кажутся простыми, постоянно следит автоматика, а все показатели, касающиеся температуры, химического состава воды, уровня кислотности, считывает компьютер. Но, конечно, присутствие человека необходимо, и за порядком в модулях постоянно следят два рыбовода. Ведь малейшие отклонения могут привести к гибели рыбы. Например, если в воде недостаточно кислорода, но произошла подача корма, рыба начинает активно двигаться, потреблять больше кислорода, а его нет! За столько лет работы я могу, зайдя в модуль, сразу сказать о том, хорошо себя чувствует рыба или нет. Если вода гладкая — значит, у нее все хорошо, плавает где-то на глубине. А если стоит у поверхности или там, где сильнее течение, — видимо, кислорода не хватает. Если превышено содержание мочевины, у рыбы сразу портится аппетит (как и при слишком холодной воде), — делится наблюдениями Юрий Куксенков.

В двух отсеках бассейна одновременно можно содержать до 30 тонн рыбы. Вода в них подается из скважины и посредством специального оборудования насыщается кислородом. Фильтр, который там установлен, выделяет кислород на грани молекул, чтобы в воду попала максимальная его концентрация. Вода постоянно находится в движении: во-первых, чтобы у рыбы был стимул сопротивляться течению и наращивать мышцы, во-вторых, чтобы в одном месте концентрировались отходы ее жизнедеятельности. Там установлен комплект устройств по очистке воды: биофильтры, в которых живут особенные бактерии. Когда рыба съедает корм, вырабатывается мочевина — аммонийный азот, который выдыхается через жабры и попадает в воду. Для микроорганизмов, применяемых в биозагрузке фильтров, эти загрязнения являются пищей. Перерабатывая их, бактерии очищают воду. Это и есть выращивание форели методом установки замкнутого водоснабжения.

К слову, если карась способен прожить без воды около суток, то форель погибнет через несколько минут. Нельзя даже просто брать ее в руки, ведь прикосновение человека с температурой тела 36,6 градуса будет для нее сродни ожогу. Поэтому за всеми манипуляциями, которые производятся для того, чтобы сфотографировать форель, с неподдельной тревогой наблюдает рыбовод Федор Кедыш.

— Хочется, чтобы рыба не пострадала. К ней отношение как к домашним питомцам, по-другому ведь не получается, когда с кем-то тесно общаешься, — смущенно улыбается он. — Я работаю здесь с самого основания предприятия, уже восемь с половиной лет. До этого трудился в лесном хозяйстве. Переквалификация потребовала обдумывания, но я принял решение и ни разу об этом не пожалел. График, зарплата — все здесь меня устраивает. А главное, то, что мы можем видеть результат своего труда, от процесса зарыбления до выращивания товарной рыбы снова и снова убеждаться, что мы это умеем, и гордиться, ведь начинали фактически с нуля.

Своя рыбка вкуснее

Селекция — это отдельное сложное производство, поэтому форелевую инкубационную икру предприятие трижды в год покупает за границей, как правило во Франции. Это не стратегическое сырье, на ее поставки заключены долгосрочные контракты, поэтому они пока что не нарушаются. Икра поступает в Горки, где имеется специальное оборудование и естественным путем происходит инкубация, то есть выведение молодняка. Из 100 килограммов икры выклевывается около 500 тысяч экземпляров малька. Если каждая особь вырастет до килограмма, то получится 500 тонн рыбы. Это количество, конечно, было бы нелишним для Беларуси, однако выращивание ее требует гораздо больших мощностей, чем имеется в «Лохве». Поэтому примерно половину предприятие реализует другим хозяйствам, а также продает в Россию.

— Сейчас малек очень востребован, потому что Финляндия, Норвегия, Дания отказались поставлять его в Россию, — отмечает директор. — Для нашего предприятия продажа малька достаточно выгодна, ведь растет он быстро, соответственно, скорее происходит и оборот средств. Фактически мы работаем в двух направлениях: производство посадочного материала и товарной рыбы.

Как только мальки подрастают до 5 граммов, из Горок их привозят в деревню Косичи Быховского района, где в специальном бассейне они продолжают набирать вес и подрастать. Сейчас в одном из бассейнов резвятся примерно 80-граммовые форелевые подростки.

Растет форель не слишком быстро: для того чтобы мальку достичь веса в 100 граммов, нужно 9—10 месяцев, а более килограмма рыба набирает примерно за 1,5 года. И все это время уход за ней требует немалых затрат — в основном на электроэнергию и специализированные корма. Раньше предприятие закупало их за границей, а сейчас выпуск пищи для рыбы освоили в Белорусской национальной биотехнологической корпорации, так что зависимость наших рыбхозов от импорта значительно уменьшилась.

За период выращивания форель раза три сортируется. Как и все дети, мальки едят с разным аппетитом, в весе прибавляют неравномерно — значит, неминуемо наступает момент, когда ровесники значительно отличаются размером. Это нехорошо, ведь более крупные и сильные особи станут объедать малышей.

— Для сортировки рыбы у нас есть специальный насос с широким раструбом, — рассказывает Юрий Куксенков. — С помощью решетки в бассейне создается большая концентрация рыбы, которую насос и перекачивает в специальный бункер. Там она сортируется благодаря отверстиям разного размера.

Посредством этого же насоса товарную (готовую к продаже) рыбу перекачивают в специальный бассейн с чистой водой, где держат ее около недели перед продажей. Впрочем, реализация живой рыбы постепенно утрачивает популярность. Гораздо охотнее люди покупают полуфабрикаты в виде стейков и филе, а также копченую форель. В форелевом хозяйстве имеется свое производство, где все это изготавливается. Интересная новинка — специальная машина, которая позволяет сохранять рыбу охлажденной в течение 15 дней. Она создает газомодифицированную среду упаковки: находящийся внутри воздух замещается смесью инертных газов, которая существенно замедляет процесс порчи содержимого, так как низкий уровень кислорода не дает развиваться и размножаться бактериям и иным микроорганизмам.

Впрочем, сейчас на производстве тихо. Руководство завода решило взять паузу, чтобы вырастить к Новому году полноценную рыбу, весом более килограмма. Планируется к праздникам поставить на белорусский рынок около 200 тонн радужной форели. Для покупателей это вкусно, а форелевому хозяйству выгодно: чем больше весит рыба, тем лучше выручка.

Юрий Куксенков не скрывает, что реализовать живую рыбу и полуфабрикаты из нее предпочитает именно в своей стране: не нужно перемещать ее через границу и выправлять массу необходимых документов. Собственный транспорт доставит рыбу торговым сетям в любом виде: хоть живую, хоть переработанную. В рынках сбыта недостатка нет: форелевое хозяйство «Лохва» удовлетворяет лишь десятую часть потребностей белорусов в рыбе. При этом, в отличие от импортных аналогов, его продукция дешевле и качественнее, ведь она не проделывала долгий сложный путь, не подвергалась глубокой заморозке.

Сейчас в Могилевской области планируется строительство еще одного рыбоводческого предприятия. Находится оно на стадии проектирования, одновременно выбирается поставщик оборудования.

— Мы знаем, как выращивать рыбу, перерабатывать, перевозить, продавать. Потребность в рыбе растет, как и мировая цена на нее. При этом ресурсы морей ограничены. Если кто-то думает, что в морях можно наставить садков и бесконечно разводить рыбу, то он ошибается: экология нарушается, другая рыба уходит. Поэтому в мире активно развивают строительство установок замкнутого водоснабжения для выращивания рыбы. Обходятся они недешево, но это экологически безопасный и безотходный способ производства, — подытоживает Юрий Куксенков.

Оксана Невмержицкая, фото Алексея Вязмитинова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна