RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Поделки из бересты мастерят кричевские школьники

За большим столом в Кричевском районном центре дополнительного образования для детей и молодежи «Кречут» более десятка мальчишек и девчонок увлеченно возятся с березовой корой. Пока одни «распускают» природный материал на полоски, другие приклеивают тонюсенькие «лепестки» на мешковину, ткань, картон. Третьи заняты изготовлением оберегов – ангелов, подков, лялек.

- Свои лучшие новые работы мы не сможем вам показать – они экспонируются на республиканской рождественской ярмарке-выставке, – с ходу уточняют участники творческого объединения «Живая береста». – Но есть более ранние: картины, шкатулки, даже платья из бересты!

Берестяные изделия кричевских школьников не раз побеждали на районных, областных, республиканских конкурсах и фестивалях. Их красотой восхищались участники и гости «Славянского базара в Витебске», купальского феста «Александрия собирает друзей», республиканских «Дажынак», жители Бреста, отмечавшие 1000-летие города. Возрождать древнее ремесло в Кричеве начали в 2016 году. Заведующая отделом по основной деятельности центра «Кречут» Людмила Устиненко вспоминает:

– В конкурсе, организованном Могилевским городским центром развития малого предпринимательства «Бизнес – экология – туризм», наш проект по развитию бересты получил диплом в номинации «Лучшая старт-идея». В 2017-м на его реализацию Международный фонд развития сельских территорий при поддержке Программы малых грантов Глобального экологического фонда выделил нам средства. Закупили ножи, ножницы, подложки для будущих картин, рамки, линейки, горячий клей и ПВА… Береста – дивный, податливый, прочный материал. Издревле его использовали для письма – спустя века до нас дошли знаменитые берестяные грамоты. Он экологически чистый, о его чудесных свойствах хорошо знали наши предки. Мастерили из него посуду: она не пропускала воду, в ведерках и туесах из бересты не кисло молоко. Плели лапти и стельки для солдатской обувки: они обладали антигрибковыми и антибактериальными свойствами. Мы до этого не один год работали с природными материалами – мхом, лишайником, луковой и яичной шелухой – и задолго до конкурса задались целью: в эпоху Instagram и YouTube возродить бересту, приобщить к старинному ремеслу молодежь. И хотя носителей традиций, которые могли бы научить нас, наших детей делать из нее аутентичные вещи, увы, не осталось, мы восстановили технологию по архивным документам, с помощью музейных работников.

Семиклассница средней школы № 1 Ангелина Тимошенко, которая несколько лет дважды в неделю посещает творческое объединение «Живая береста», отмечает:

– Я знаю, что из березовой коры в старину детские люльки плели.

Влюбилась Ангелина в бересту благодаря братьям:

– У меня их пятеро. Старшие братья Илья и Даниил, которым сейчас 18 и 16 лет, еще в начальных классах увлеклись творчеством. Когда стали приносить домой сделанных своими руками пичужек, картины из бересты, поняла, что тоже хочу научиться мастерить такую красоту.

Научилась. Одна из картин Ангелины и ее подруги Марии Александровой с изображением в поле белорусочки в веночке, национальном костюме и с лошадью удостоена приза на республиканской выставке. Ангелина уверена, что трое младших братьев тоже скоро приобщатся к творчеству:

– Они помогают мне собирать со старых поваленных берез кору. А я приношу ее на занятия.

Людмила Устиненко улыбается:

– Мы все приносим. Мои дети надо мной подшучивают, когда из лесу возвращаюсь. Мол, мама, ты вроде как по грибы пошла, а вернулась с несъедобным. А у меня за плечами – мешок березовой коры… С заготовкой бересты нам помогают бабушки и родители детей, живущие в частном секторе, снимают кору с березовых поленьев, прежде чем кинуть их в топку. Подсобляют с природным материалом лесники, коммунальщики, работники котельных.

К слову, сколотень – «берестяную рубашку» – с березовой чурочки еще надо уметь снимать. Руководитель объединения «Живая береста» педагог Наталья Ковалева учит:

– Делать это надо или с поваленной березы, или с той, что срублена весной либо в начале лета. Тогда «рубашка» легко отделяется от ствола. Стволы надо выбирать ровные, без повреждений. Впрочем, береста с сучками и наростами тоже подойдет. Например, если делаем объемную картину, на которой нужно изобразить горы. Хранить бересту нельзя рядом с батареей или на свету – чтобы не скрутилась и не потемнела. Заготовка сколотня и процесс изготовления изделий из березовой коры довольно трудоемкий и кропотливый. Береста несколько часов вымачивается в горячей воде, укладывается под пресс, чтобы стать ровной, а потом делится на части. С одного кусочка можно снять от одного до десяти слоев.

12-летняя Маша Александрова и 11-летняя Настя Ковалева восхищаются:

– Посмотрите, сколько оттенков в одном таком кусочке – от нежно-розового до зеленоватого! Изделия из бересты мы не красим. Если надо, акварелью или гуашью расцвечиваем лишь фон картины. Работа с этим природным материалом увлекает: развивает мышление, фантазию и усидчивость.

Девчата, сдружившиеся в «Кречуте», на пару смастерили елочные игрушки с символом наступившего года – тигрятами. Почти месяц над ними корпели (береста не гнется, поэтому пришлось клеить ее на круглые каркасы из пенопласта) – получились аутентичные, красивые и объемные шары. В этом прелесть берестяных работ – все они неповторимы.

А делают кричевские мальчишки и девчонки из бересты картины, сказочных персонажей, ангелочков, короба-шкатулки, обложки для книг. В комнате-музее объединения «Живая береста» прописались дед-болотник по имени Зюзя и несколько аутентичных костюмов из березовой коры. Мастерицы уточняют:

– Большинство изделий раздариваем. Когда в Могилеве проходил V Форум регионов Беларуси и России, домой вернулись с пустыми руками. Однажды предприниматель из России просил продать ему платья: открывал у себя магазин народной одежды, а как увидел наши, ахнул, дескать, они и станут его визитной карточкой! Не продали – они как раз экспонировались на выставке. К слову, мы и в российских форумах самобытных мастеров участвуем, но пока виртуально. Из-за пандемии сорвалась поездка в Шумячский район на праздник русской березки. Но у нас еще все впереди. Интерес к древнему ремеслу есть: одни дети вырастают, им на смену приходят другие. Их творения хранятся в коллекциях россиян, жителей Финляндии, США, Китая, Италии. А работе с берестой мы учим не только детей, но и своих коллег из разных уголков страны.

Людмила Устиненко признается:

– Наше объединение – это скорее не про заработок, а про творчество, сохранение традиций. Я шесть лет назад могла уйти на пенсию, но отказалась. У бересты сильная энергетика – если кого захватила, не отпустит!

Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна