RU BY EN 中文

Подведением итогов на пленарном заседании в Могилеве завершилась работа областной конференции по вопросам повышения эффективности работы реального сектора экономики

Итоги работы областной конференции «Повышение эффективности работы реального сектора экономики: проблемы и пути решения в текущих условиях», которая проходила в регионе с 3 по 7 октября, подвели во время пленарного заседания в минувшую пятницу. В течение обозначенной недели представители промышленной сферы, учреждений образования, органов государственной власти обсуждали в рамках диалоговых площадок вопросы кадровой политики, инвестиций и мер, направленных на снижение влияния санкционного давления.

Участие в итоговом заседании приняли председатель Могоблисполкома Анатолий Исаченко, помощник Президента – инспектор по Могилевской области Леонид Мартынюк, первый заместитель министра промышленности Александр Огородников, директор ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Николай Борисевич, представители реального сектора экономики, сферы образования, структурных подразделений облисполкома, руководители областных отделений банковских учреждений, заместители председателей горрайисполкомов.

«Конференция состоялась – это факт. В том смысле, что она прошла результативно. Об этом говорят и отзывы, и предложения, которые на ней звучали, – подчеркнул во время общения с журналистами Анатолий Исаченко. – В итоговом документе найдут отражение те предложения, которые впоследствии будут рассмотрены как на областном уровне, так и переданы для принятия по ним решений на уровне республики. Но самое главное, что мы увидели заинтересованность людей в решении тех или иных вопросов. В некоторых случаях мы предлагали свое конкретное видение. К примеру, еще в первый день, когда шла речь о кадровой политике, подчеркнули, что нужно объединяться производствам и учебным заведениям в решении этой задачи. И уже в течение этой недели такое взаимодействие было реализовано: руководитель одной из частных компаний договорился с кафедрой БРУ о сотрудничестве и с понедельника к нему на предприятие придут работать ребята. И здесь есть взаимная польза как для студентов, которые смогут трудоустроиться на это предприятие, получить опыт, так и для работодателя – это молодые, перспективные кадры. Да и для вуза – это хорошее подспорье для оттачивания на практике теоретических навыков. Второе направление, которое мы предлагали предприятиям, вне зависимости от формы собственности, брать то арендное жилье, которое у нас есть и которое требует ремонта, ремонтировать и предлагать своим людям. Это поможет в закреплении кадров. Оно также вызвало интерес и в скором времени будет отработано».

Кроме того, руководитель региона отметил общий положительный эффект мероприятия: «Может, не сразу все получается, но дорогу осилит идущий. Я считаю, что та форма работы, которая выбрана в Могилевской области – абсолютно правильная. И диалоговый формат площадки предоставил возможность каждому высказаться, озвучить свою точку зрения. Да, она, возможно, противоречивая, возможно, кто-то с ней не согласен. Но человек высказывается, он так думает. Мы должны прислушаться и понять, что есть в его словах цельное зерно или сказать – нет, мы не можем сейчас так сделать, не созрели, время не пришло или, наоборот, опоздали. Главное, человек смог высказаться и его выслушали».

Генеральный директор компании «Протос» Николай Сыса и есть тот самый бизнесмен, который не привык откладывать в долгий ящик выгодные предложения:

«Наш губернатор правильно отметил, что с кадрами нужно работать всегда. И озвученные на первой же диалоговой площадке предложения нашли у нас отклик. С ректором БРУ Михаилом Лустенковым мы сразу провели несколько совместных заседаний и выработали правильные, законные основания, чтобы можно было привлечь будущих специалистов, а пока еще студентов, для работы на предприятии. В хороших кадрах всегда есть потребность. У нас имеется высокотехнологичное оборудование. А в Белорусско-Российском университете готовят талантливых ребят, которые могут на нем работать. Уже на следующей неделе мы готовимся принять первую группу студентов из 26 человек. Ребята в свою очередь на практике поймут, что это за работа, насколько она соответствует их ожиданиям, как они могут проявить себя.

Конференция – это что-то новое, но совершенно точно полезное для тех, кто стремится работать. Тот и опыт коллег увидит, и возможности для решения неких проблем. Уверен, что нужно эту работу продолжать и встречаться чаще.

Важно и наличие аналитического центра, о котором говорили мои коллеги. Есть большое количество информации, которую мы не можем знать, не потому что не хотим, а потому что нет такой возможности перерабатывать такие объемы документов не только своей, но и соседних стран. И этим должны заниматься соответствующие специалисты».

В рамках работы секции, посвященной повышению эффективности работы промышленности и снижению издержек, участники конференции посетили ОАО «Могилевлифтмаш». Генеральный директор предприятия Сергей Чертков рассказал, какие предпринимались шаги в непростой период, наступивший с введением санкций, и какие проблемные вопросы еще предстоит решить:

«Санкции не обошли стороной наше предприятие. Но надо сказать, что мы устояли в первую очередь в силу той политики, которая проводилась на заводе в предыдущие годы, и с учетом того, что завод изначально строился как завод полного цикла и от этой стратегии не отступал. Поэтому удалось сохранить все производства, начиная от литейного, кроме того, даже добавилось производство электродвигателей.

За то, что все делали сами, порою мы подвергались критике со стороны наших конкурентов, утверждавших, что сейчас время международной кооперации, аутсортинга и то, что невыгодно, нужно отдавать. Но мы придерживались своей позиции и это оказалось в итоге преимуществом. Потому что когда в феврале и марте у многих наших конкурентов возникли перебои с поставками той или иной комплектации, у нас такой проблемы не было. Большую часть необходимого мы делали сами. Если говорить о том, что все же закупалось, например, электроника, то наши специалисты смогли достаточно быстро перевести эти закупки на дружественные страны. Не все давалось легко, были логистические трудности. Но и их в итоге удалось преодолеть.

И поэтому на чем хотелось бы заострить внимание, так это на том, что любой кризис – это все-таки дополнительные возможности. Для нас, допустим, такой возможностью явилось то, что ушли производители скоростных лифтов, и мы оперативно разработали новую линейку. Первые экземпляры уже изготовлены и испытываются в нашем испытательном центре. В ближайшее время получим на них сертификат. Тут важно оперативно зайти на рынок первыми и тогда открываются неплохие перспективы. Двигаемся в развитии и дальше, например, разработали свою лебедку и в следующем году планируем полностью уйти от ее импорта. Заинтересовались такой разработкой и наши конкуренты, готовы ее у нас закупать. Также малогабаритные лифты, которые предлагал только один производитель, мы смогли разработать и предложить на рынок. Эти меры помогают занимать новые ниши и двигаться вперед. Трудности, конечно, остаются. Но все, что зависит от нас, мы оперативно делаем и верим в лучшее».

В продолжение темы выступил Александр Огородников и рассказал о работе, которая проводится министерством по переориентации рынков, замене комплектующих и другим вопросам, волнующим реальный сектор:

«Мы долгое время считали, к слову, небезосновательно, что бизнес-процессы предприятия, которые являются затратными, с предприятий нужно выносить. Мировые цепочки разделения труда никто не отменял. И, соответственно, некоторые бизнес-процессы мы должны были передавать коллегам или бизнесу, которые умеют это делать лучше. Это было необходимо и об этом стоит думать и сегодня. Потому что наша целевая задача выходить на новые рынки, мы должны прирастать даже на своем рынке за счет конкурентов. Приведенный пример «Могилевлифтмаша» показывает, что имея полную компетенцию, полный производственный цикл в образовавшейся нише с учетом своего опыта и наличия конструкторских и технологических служб, на предприятии смогли очень быстро сориентироваться. Есть подобные положительные примеры и на других предприятиях, такая работа ведется на всех предприятиях.

Хотел бы также отметить, что предложения, высказанные на форуме, имеют место быть. Однако отдельные из них все же требуют синхронизации действий, более глубокого понимания. Чтобы на рынке сохранялись справедливые правила игры. Ведь, например, заградительные пошлины и технические регламенты – это тот инструмент, который есть у нас, чтобы защищать своего производителя на своем рынке. Эту задачу мы должны реализовывать.

Не стоит забывать, что кадры – это тот же товар, который присутствует на рынке. И купит его тот, кто сможет предложить лучшие условия, среди которых: заработная плата, социальный пакет, жилье и другие условия. И неважно, это будет обычный рабочий или конструктор. Каждому из них нужно предложить условия, в которых он сможет развиваться и получит все возможные бонусы.

Если посмотреть на статистику успешных предприятий, то можно увидеть, что каждое из них не останавливало свое инвестиционное развитие, не делало перерывов между инвестиционными циклами. Этот процесс не должен останавливаться. Правильность и точность расчетов зависит от команды, но если нет постоянного понимания технического перевооружения и выпуска на производстве инновационной продукции, будет очень и очень сложно. Задача конструктора – работать на перспективу. Сегодня рынок требует сменяемости продукта не раз в три года, а на порядок раз чаще.

Темп роста на следующий год задан правительством достаточно амбициозный, по системе министерства промышленности порядка 40% прироста объема инвестиций (с учетом индекса-дефлятора) к 2022 году мы должны сделать. И на сегодня мы видим, что цифра эта подъемная. Набор уже реализуемых инвест-проектов говорит о том, что мы их освоим, несмотря на все сложности.

О важности маркетинговых исследований для принятия оперативных решений рассказал Николай Борисевич:

«Мы все понимаем, что времена сейчас непростые. И предприятиям очень важно принимать оперативные решения. Но вместе с тем они должны быть продуманными, системными. Работая в секциях, мы попытались от себя донести «мессендж», что прежде, чем принимать какие-то решения, надо проводить маркетинговые исследования, досконально изучать ситуацию, потенциальные рынки, цены потенциальных поставщиков и партнеров. И это возможно при нашей помощи. Второй важный момент – должна быть постоянная обратная связь. Не стоит ограничивать общение сегодняшним мероприятием, оно должно происходить на регулярной основе. Это бизнес-культура делового общения. Мы нацелены активнее общаться с предприятиями, чтобы понимать, какие у них есть проблемы, потребности. Чтобы решать их и в текущем моменте, и с целью предусмотреть развитие предприятия на перспективу.

Времена обязывают, да и добрый хозяин всегда работает в тонусе. Многие могилевские предприятия, судя по статистике, которую мы услышали, мобилизовались, есть движение вперед. Но никогда не мешает дополнительный ресурс, чтобы это движение оптимизировать. Поэтому мы стараемся показать нашим предприятиям, как это возможно сделать. Где перестраховаться и каким образом обеспечить для себя гарантии, подобрать решения для имеющихся проблем, совершенствоваться и идти вперед.

С каждым регионом мы вырабатываем свой алгоритм взаимодействия. С практической точки зрения хочется отметить, что выбранный Могилевской областью формат конференции, на мой взгляд – практичный, прикладной, эффективный и полезный».

В завершение встречи Анатолий Исаченко поблагодарил всех за продуктивную работу на диалоговых площадках и отметил, что в ходе их работы обсуждался широкий спектр вопросов, вносились различные предложения, проводился обмен опытом работы в условиях санкций. И стоит сказать, что предприятия региона готовы работать в новых экономических условиях. Несмотря на то, что непросто одномоментно построить товарные потоки, найти сырье у других поставщиков по конкурентным ценам. Но это возможно. И на своих примерах могилевские предприятия это показали, достаточно быстро подстроившись под новые реалии хозяйствования. Проведена значительная работа по диверсификации экспорта, выстраиванию новых логистических путей, налажено тесное взаимодействие с отраслевыми министерствами и концернами. По отдельным промышленным предприятиям, требующим особого внимания, принимаются точечные решения.

«Самое главное, что мы должны вынести, что нужно работать. Мы должны четко понимать, что это наш город, наша область, наша страна и нам ее развивать. Да, есть вопросы с логистикой, маркетингом, кредитованием, сертификацией – они были, есть и будут. Не может быть решения в одном направлении, тот же вопрос сертификации одним – хорошо, другим – плохо. Не стоит никогда спешить, всегда нужно опираться на действующее законодательство.

Время идет, изменяются условия, но есть базовые основы, четко прописанные нормы и правила. Некоторые вопросы можно и нужно ускорять, но в каких-то достаточно обратить внимание на человеческий фактор. Нет нерешаемых проблем, все дело в нас самих.

И что совершенно точно - у каждого предприятия должен быть план развития, иначе у предприятия нет будущего».

Юлия Таранова, фото Мариам Табагари, mogilevnews.by

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна