RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Председатель Дрибинского райисполкома: «Живи по совести, чтоб не сказали: зря ходишь по земле»

«Живи по совести, чтоб не сказали: зря ходишь по земле»

Этой отцовской заповеди председатель Дрибинского райисполкома Ирина Стречин придерживается в большом и малом

Есть такие женщины, хрупкие снаружи, сильные внутри, на которых глядишь и недоумеваешь: как они успевают и профессиональных вершин достигать, и выглядеть стильно, и домашний очаг хранить? Ирина Стречин — из их числа. Ей 43, могла бы жить в Минске, но предпочла малую родину и с декабря 2021-го руководит Дрибинским районом. С ней, первой в истории Дрибинщины женщиной — председателем райисполкома, мы поговорили о предстоящем референдуме, жизненных принципах, приоритетах, родительских заповедях.

Главные ценности

Уважение к старшим, почитание традиций, желание трудиться на благо семьи, родного края. Эти жизненные постулаты Стречин усвоила с малых лет. За традиционные ценности, которые, по ее мнению, в крови у каждого белоруса, она и будет голосовать на референдуме:

— Я — за поддержку семей с детьми, молодежи, сохранение исторической правды, патриотизм. Горжусь тем, что живу в мирной, развивающейся стране, где (кто бы лет 20 назад мог в это поверить!) свои автомобилестроение, атомная энергетика. Я рада, что Президент на примере нашего района подчеркнул: присоединения к более крупным регионам не будет. Дрибинщине, где чуть больше 10 тысяч человек, не везло с административным статусом: район упраздняли трижды. Производств нет, ставку делаем на сельское хозяйство, фермерство, малый и средний бизнес. Недавно к нашим землям присмотрелся могилевчанин, выделили ему под реконструкцию несколько заброшенных ферм. Хочет открыть козью ферму, производить термостатный йогурт. Чтобы закреплялась молодежь, создали школу шаповалов, швейный класс — дети получают востребованную рабочую специальность. Чтобы было место для отдыха, подумываем открыть караоке-бар. И салон красоты: женщина, кем бы ни работала, всегда должна оставаться женщиной.

В Стречин органично сочетаются хрупкость и сила. Высокая, стройная, ухоженная, с красивой прической, макияжем, маникюром, если понадобится, запросто запряжет лошадь, пойдет за плугом.

— И с ручной косой хорошо управляюсь, — улыбается хозяйка района. — До назначения председателем райисполкома возглавляла ОАО «Михеевка-Агро», на личном подворье держала двух лошадей, свиней, кур. Сейчас не могу себе этого позволить: живое не должно страдать из-за того, что у меня нет времени. Земля — мой источник энергии. Когда сильно устаю, еду в поля. Любовь к природе, сельскому труду мне привили родители, за что я им благодарна.

Теперь она пример и авторитет для своих детей. Сын Ирины Петровны Евгений, видя, как много трудится мама (когда у ее отца обнаружили онкологию, Стречин впервые за 16 лет взяла отпуск), с 8 лет ходил за продуктами, оплачивал «коммуналку», с 14 — на зернотоках, теперь — курсант института пограничной службы. Свой выбор объяснил: «Хочу защищать родину». 10-летняя дочь Саша увлекается музыкой, мечтает стать… председателем колхоза. А на вопрос, почему во всем — одежде, игрушках — предпочитает зеленый цвет, отвечает: «Он есть на флаге Беларуси». Это не заученные фразы. Это и есть патриотизм, проявляющийся в любви к семье, стране.

Спортсменка, комсомолка, красавица

Ирина Петровна работала с 12 лет. Ездила в трудовые лагеря — в Кабардино-Балкарию, Краснодар — собирать урожай. Трудности ее не пугали, скорее стимулировали — такой характер. В 10 решила: будет заниматься конным спортом. Зная, что берут только с 11, уговорила отца написать расписку, что он не возражает. Конный спорт выбрала из-за любви к животным и равенства в соревнованиях между юношами и девушками. Занималась троеборьем, брала призовые места на чемпионатах — в полевых испытаниях, манежной выездке, конкурсе. Из секции ушла, когда из Горок перебралась в Дрибинский район досматривать больную бабушку Пелагею. 11 класс окончила в сельской школе, поступила в БГСХА на отделение коневодства. А через полтора года забрала документы. Случилось горе: отец сломал позвоночник. Четыре месяца в больнице, почти год — на реабилитации. Семья и до этого жила небогато: Петр Иванович — простой водитель, мама Тамара Никитична — медсестра. И время было такое: зарплату выдавали макаронами, гречку видели только по праздникам. Надо было помогать, и 18-летняя девочка, до этого отдававшая родителям свои летние заработки, устроилась скотником. Вставала в шесть утра, запрягала коня, ехала на ферму, где у нее было 200 быков на откорме, 33 телки...

Семейные ценности

«Живи по совести, чтоб не сказали, что зря ходишь по земле, ешь хлеб», — учил ее отец. Сильный был человек, цельный. За всю жизнь Ирина Петровна лишь дважды видела в его глазах слезы. Первый — когда ради него, пожертвовав образованием, пошла в колхоз. Второй — когда вернула ему сына.

О существовании брата — сына папы от первого брака — Стречин узнала в 15 лет на похоронах бабки Пелагеи. Еще раз увиделись на свадьбе Андрея и потерялись надолго. Но в 30 она его разыскала. С тех пор встречаются: в Минске — в его день рождения, на Дрибинщине — на именинах Ирины Петровны и ее сестры-двойняшки Людмилы.

Еще одна семейная традиция: 9 мая они (у Стречин есть еще старшая сестра Ольга) достают из шкафа парадный китель деда Ивана, поминают героя, прошедшего войну, едут на братскую могилу, чтобы поклониться тем, кто воевал за родину. «Надо дорожить своими корнями, ценить близких, — убеждена Ирина Петровна. — Только вместе мы сила. Как в сказке: веник не переломишь, а по одному прутику — запросто». Это не только семьи касается. Чтобы все было хорошо в стране, мы должны быть едины.

Ее земля

Когда отец пошел на поправку, Стречин хотела восстановиться в БГСХА, но запротестовала мама: «Зоотехник — это не хозяйка в доме, не мать детям. Днями будешь пропадать на работе». Поддавшись на уговоры, Ирина пошла в академию на бухучет. Но на втором курсе устроилась завфермой и втихаря перевелась на зоофак.

Сегодня живет в выделенном хозяйством стандартном домике. И перебираться в связи с новой должностью в город не планирует.

— В Михеевку я вернулась из Минска, где четыре года проработала на агрокомбинате «Ждановичи». Когда оканчивала академию, открыла сайт Минтруда и соцзащиты, увидела, что на Дрибинщине требуется зоотехник, и мигом собрала чемоданы. Это моя земля, меня сюда тянет, — откровенна Ирина Петровна.

Через шесть лет ее назначили первым заместителем начальника управления по сельскому хозяйству райисполкома. А через полтора года она запросилась обратно в хозяйство, мотивируя свое решение тем, что там от нее больше пользы.

Харизматичный «диктатор»

Вернулась в ОАО «Михеевка-Агро» замом директора, в марте 2021-го возглавила. Признается: были опасения, справится ли? До этого занималась животноводством, а тут и посевная, и кормозаготовка, уборочная… Вспоминает: «Еще и жара подкосила: в районе в 2021-ом 96 дней не было дождей. Сильно погорели травы. Спасибо хлопцам, днями на солнцепеке пахали. И я с ними была в поле».

Людей ценила и ценит всегда. Хотя не скрывает, включала диктатора: «Я — за дисциплину, некоторые меня побаивались. Говорили, никогда не знаешь, откуда она выскочит как черт из табакерки. Дояркам объясняла: зарплата напрямую зависит от сорта молока. Приезжала на дойку, брала ведро, детектор мастита, становилась с ними… Спустя время, когда механизм был отлажен, пошло молоко сорта экстра, заработки стали вдвое больше — ослабила хватку».

Стречин не скрывает, что ее часто выручают женская интуиция и чувство юмора: «Всем говорю: умейте вовремя включать харизму. Не хватало в хозяйстве техники для вывоза органики — пошла по дворам уговаривать мужиков дать свои тракторы. Вся Михеевка подтянулась!»

Став председателем райисполкома, Стречин тасовать кадры не стала, объяснив: хотите работать — делайте это на совесть. Еще одна ее принципиальная позиция: что-то обещала — выполни. Иначе люди за тобой не пойдут.

Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна