RU BY EN 中文
Twitter Instagram

В Кличеве на этнографическом подворье ждут на Коляды и праздничные мастер‑классы

Резиденция в стиле этно

Резиденция Деда Мороза в Кличеве получилась с местным колоритом. Здесь можно погреться у печки, попробовать блины и покататься на коньках. А гости постарше могут окунуться в колядные традиции.

Даже антивирусный формат — в защитных масках и никаких хороводов — не нарушает атмосферу праздника. Какой ребенок не захочет получить подарок из рук самого Деда Мороза! А его резиденция так похожа на домик дедушки с бабушкой в деревне, что хочется поскорее войти внутрь и попробовать угощения — здесь так и встречают!

Вернуться к корням

Хату перевезли из деревни в город — людей потянуло к корням. Такая вот урбанизация наоборот, как говорят о своем проекте педагоги Кличевского центра дополнительного образования детей и молодежи. Они своими руками сначала разобрали старый сруб в деревне Суша, потом сложили заново в райцентре. Интерьер из бабушкиных сундуков. Но главное — дом получился с душой. Теперь здесь пекут в печи блины, проводят народные обряды и ждут в гости туристов.

Девушки‑подружки пришли на мастер‑класс по святочным гаданиям. Своими руками катают свечи, а затем приступают к пророчествам: воск горящей свечи капает в тарелку с водой, и в застывшем рисунке можно найти ответ на свой вопрос. Одна из девушек признается: «Загадала: поступать на биологический или филологический? У меня тут явно восковое дерево получилось — значит, биология».

Мастер‑класс по колядным традициям проводит Жанна Ачинович. Ей 56, а она заочница в консерватории по специальности «этномузыкология». В ее «этнолабораторию» с интересом приходят заниматься дети. Оказалось, что новому поколению интересны не только гаджеты. Жанна Ачинович может рассказать про праздничные традиции в окрестных деревнях:

— Взять те же гадания. Сегодня модно говорить о том, что мыслями можно запрограммировать свое будущее. Так это еще наши прабабки знали! Если вам не понравится, что вы увидите во время гадания на свечах, надо закопать эту застывшую восковую фигурку и повторить попытку. Недаром блинами угощали — это символ связи с предками.

Может, и вправду семьи в старину были более крепкими, потому что люди старались в своих обрядах не терять эту связь со своими корнями и получали какую‑то магическую помощь от своего рода. На Коляды, особенно в первый вечер, за стол приглашали всех предков. Считалось, что если им понравится угощение, то они «замолвят слово» и помогут живым во всех их житейских делах.

Сушанская хата

У ворот этнографического подворья обустроен каток. Дело стало за погодой: здесь готовы гостям предоставить коньки, устроить народные забавы, научить аутентичным песням. Для наших предков Коляды были короткой передышкой в бесконечной череде работ. А еще это хорошее время, чтобы найти себе пару. Галина Ачинович по рассказам старожилов из окрестных деревень собрала целое пособие, как добиться успеха в амурных делах:

— Погадать на суженого можно с помощью двух зеркал — можем научить. Парни, чтобы девушки не выходили замуж за «чужих», катили вокруг деревни колесо, а потом его сжигали. Но у наших бабушек был ответный приворот: они тот же маршрут обходили с куском сала, и говорят, срабатывало — женихи приезжали со всей округи! Еще мы будем показывать нашим гостям традицию «Тянуть Коляду на дуб». По поверьям, соломенная кукла Коляда целый год на дубе будет оберегать поля и деревню от молний, способствовать плодородию нивы и хорошему урожаю.

Наверняка туристов заинтересует и аутентичный детский колядный обряд «Куры», включенный в Список нематериального культурного наследия. Цыплята — так называют девочек — участниц обряда — ходят от дома к дому с традиционной песней «Эй, куры, куры», стучат в окна, а хозяева в благодарность угощают девчат.

— И даже сам дом — краеведческий экспонат, — рассказывает начальник отдела по образованию, спорту и туризму Кличевского райисполкома Александр Мелешко. — Его нам передали безвозмездно дети бывшего председателя колхоза «Комсомолец» Михаила Цмыга, единственного выжившего свидетеля трагедии деревни Вязень, сожженной немецкими оккупантами в сорок втором. Потом он жил в деревне Суша, поэтому этнографическое подворье мы и назвали «Сушанская хата». Все делали своими руками наши педагоги, присоединились сельсовет, лесхоз и наш Жилкомхоз. Земляк Геннадий Соболевский, который хоть и уехал в столицу, но не забывает малую родину, помог финансово. Сундуки, рушники, глиняную посуду приносят люди. Ведь это память, и она сохранится. Пока вирус позволяет нам принимать гостей только, можно сказать, в тестовом режиме. Но впереди и «Гуканне вясны», и Купалье, а затем снова Новый год. И мы даже не сомневаемся, что наше подворье в скором времени войдет в туристические маршруты Могилевской области.

Елена Кукшинская, СБ

 

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна