RU BY EN 中文
Twitter Instagram

В Кричевском районе хранят память о трактористке, расстрелянной фашистами в годы войны

Равнение на Таню

Правильные черты лица, густая копна волос... Местные жители подсказывают: при жизни Татьяна Гиндина, бюст которой установлен в Сокольничах, — комсомолка, активистка и просто красавица — была огненно‑рыжей. И с гордостью добавляют: до войны она стала первой в районе женщиной‑трактористкой, а с началом Великой Отечественной добровольцем ушла на фронт. Память о той, которая стояла у истоков становления сельского хозяйства Могилевщины, которая освобождала эту землю от оккупантов, в этом краю передается из поколения в поколение.

Здесь ее считают своей

На улице встречаем заведующую Сокольничским сельским клубом Дину Санько. Она родом из Чувашии, но всегда интересовалась историей, поэтому, когда 40 с лишним лет назад переехала с семьей на Кричевщину, сразу обратила внимание на большой белоснежный бетонный памятник.

— Стало интересно, почему из 135 сельчан, погибших во время Великой Отечественной войны, имена которых значатся на мемориальных плитах, выделили именно Гиндину, — вспоминает Дина Герасимовна. — Еще больше заинтриговало такое внимание к ее личности, когда узнала, что она не здешняя: родилась в деревне Борисовичи Климовичского района, похоронена в Чериковском. Изучив ее биографию, долго ходила под впечатлением: насколько героическая и одновременно трагическая у Татьяны Михайловны судьба. Она была удивительным человеком, о котором в народе до сих пор ходят легенды.

Народ по своей инициативе и поставил в 1975 году памятник — деньги выделил колхоз «Заветы Ильича», скинулись местные жители.

Девушка с характером

Татьяна Гиндина, родившаяся в крестьянской семье, рано потеряла отца. Чтобы помочь матери поднять младших детей, оставила школу и в 1935 году пошла на курсы механизаторов.

— За ее дебютом в профессии пристально следил весь район: женщина на тракторе — это был нонсенс! — рассказывает библиотекарь Сокольничской сельской библиотеки Татьяна Симага. — И она так хорошо себя проявила, что всего спустя два года стала бригадиром. Управлялась лучше многих хлопцев. Как‑то на колхозном поле у ее молодого коллеги трактор заглох. Сколько ни возился парень — завести мотор не мог.

И тут появилась Гиндина: статная, со значком «Ворошиловский стрелок» на груди. Под трактор нырнула, что‑то там покрутила — и заработал! «Технику надо понимать, беречь и любить», — сказала, прощаясь, и умчалась по своим делам. Это не легенда, у нас сохранились воспоминания о Татьяне Михайловне тех, кто хорошо ее знал, кто с ней работал, жил рядом.

С легкой руки Гиндиной рулить сельхозтехникой захотели и другие девчата. Трактористками стали ее близкая подруга Василиса Саманкова, две Марии — Еремеева и Авдеева.

— Еремеева была моей соседкой, ее тезка Авдеева — из соседнего села Хатиловичи, — уточняет учитель Сокольничской СШ Светлана Белаусова, которая руководит школьным музеем. — В годы Великой Отечественной Авдеева, став партизанкой, по заданию руководства пробиралась в деревни, скручивала детали на тракторах, чтобы сельхозмашинами не смогли воспользоваться враги. Однажды ее, в тот момент носившую под сердцем ребенка, поймали фашисты, пытали, отправили на принудительные работы в Германию. Беременность сохранилась чудом, там Мария Дмитриевна и родила дочь Валю. После войны они вернулись на малую родину, Авдеева по‑прежнему работала в колхозе.

Не вернулась, увы, ее бригадир и наставница Татьяна Гиндина.

За потерей потеря

Татьяна Михайловна, в 1938 году ставшая председателем Сокольничского сельсовета, а в 1939‑м — инструктором Кричевского райисполкома по колхозному строительству, в начале войны эвакуировалась в числе последних. Идущий на Смоленщину эшелон, в котором она находилась, атаковали немецкие «мессершмитты».

Гиндина вместе с другими женщинами, детьми, стариками выскочила из вагона, метнулась к ближайшей канаве, чтобы укрыться. Но внезапно остановилась как вкопанная. Пулеметная очередь не зацепила ее, но прошила тело маленького сына, которого молодая мать держала на руках. В Сокольничах говорят: ребенку не было и года...

Татьяна, окончив спецшколу, стала заместителем командира разведывательно‑диверсионной группы, была направлена в тыл врага, участвовала в боевых операциях. Осенью 1942 года их группа находилась на Могилевщине, в одной из деревень она зашла в крестьянскую хату попросить хлеба — нарвалась на жену полицая. Бойцы пытались уйти в лес — Татьяна прикрывала отход товарищей. Но ее, тяжелораненую, схватили немцы, отправили в гестапо.

На расстрел 19 ноября патриотку вели босиком по снегу — зима в тот год пришла раньше календарного срока. От вида израненной девушки, которую изверги лупили прикладами ружей, у свидетелей казни сжималось сердце. Позже кто‑то из них расскажет, что сломить ее врагам не удалось. Перед расстрелом Татьяна не плакала, а пела любимую песню о Родине.

Она ушла на взлете, на момент смерти Татьяне Гиндиной не было и 30 лет... Именем той, которая прожила короткую, но яркую жизнь, назвали полеводческую бригаду в ее родном колхозе «Заветы Ильича», улицу в Кричеве.

Ольга Кисляк, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна