RU BY EN 中文

В ногу с технологиями, или Как школа в Александрии задает образовательные тренды

Еще десятилетие назад сложно было себе представить, что в школах будут использовать цифровые доски, планшеты вместо книг, а после занятий дети будут учиться собирать самых настоящих роботов. Однако технологии не стоят на месте, а школы идут с ними в ногу: теперь здесь мультиборды, планшеты и современные компьютеры. А в Александрийской средней школе Шкловского района с этого учебного года появился еще роббо-класс. И первыми, кто загорелся идеей собрать своего робота, стали пятиклассники.

Школа, как обычно, встречает гулом детских голосов: у ребят перемена и они стайками перебегают туда-сюда. Найти среди них пятиклассников оказалось несложно - они почти всем классом торопились к кабинету информатики - ведь у них должен был начаться факультатив по робототехнике.

«Заходите скорее», - зовет всех в класс учитель физики и информатики Жанна Анатольевна Карпина. Ребятам дважды повторять не надо.

«Наш робофакультатив появился только в этом учебном году. Для того, чтобы учить детей собирать и программировать роботов, сначала нужно было самой научиться это делать, - смеется учительница. - Мне самой это очень интересно, потому прошла курсы повышения квалификации, активно продолжаю участвовать в различных семинарах и вебинарах по этой теме. Хочется дать детям максимум полезной и интересной информации, которую они будут использовать уже тогда, когда мы перейдем к практической части».

Жанна Анатольевна поделилась, что раньше даже и думать не могла, что будет вместе с детьми роботов собирать. «Мне всегда нравилась физика и математика. Поступила в МГУ им. А.А. Кулешова вместе с подружкой за компанию. В Александрийскую школу попала не сразу, работала в другой. И вот уже 7 лет я преподаю физику и информатику в Александрии, - рассказала она. - Живу в Шклове, добираться до места работы несложно: ходят автобусы, дизели, иногда на попутках».

Учительница рассказала, что работу свою любит и никогда бы не променяла ее на что-то другое. «Где еще можно научиться собирать и программировать роботов? - говорит она. - Конечно, мы еще только в самом начале нашего пути в роботехнике, у нас появились специальные конструкторы по роботехнике, стойки, компьютеры».

Мы заглянули в одну из коробочек со специализированным конструктором: микросхемы, провода, какие-то платы - ничего общего с обычным конструктором. Нам показали и пример уже собранного робота - прозрачный круглый механизм на двух небольших колесах.

«На самом деле процесс создания робота начинается задолго до его непосредственной сборки. Ведь сначала нужно научиться его программировать. Для этого есть специальная компьютерная программа, с которой мы сейчас и работаем с классом. Сначала полностью изучим ее, потом перейдем уже к практической части - сборке. Тут же важно правильно соединить все компоненты, спаять провода и микросхемы, подключить их друг к другу. Конечно же, все это будут делать дети, а я им помогать. Но уже сейчас могу вам сказать, что это не самое обычное занятие, но очень интересное».

Пятиклассники наперебой начинают рассказывать, что роботов собирать - это круто! «Когда сказали, что у нас будет такой факультатив - я сразу решила, что буду на него ходить. Было интересно посмотреть на разных роботов, научиться ими управлять. Сейчас мы играем на компьютерах, в программе собираем слова, которые как бы описывают, что будет делать робот, - поделилась пятиклассница Полина Мошкина. - Мне нравится математика. Я еще не думала, кем стану, когда вырасту. Но думаю, что знания, полученные на этих занятиях, мне пригодятся. Родителям мое новое увлечение тоже нравится».

Иван Кучеров тоже учится в пятом классе. «Когда рассказали про это факультативное занятие, я подумал, что это было бы интересно: собрать и запрограммировать робота. Решил, что надо попробовать, - рассказал школьник. - Тут нужны знания по математике и физике. Потому что без них не получится правильно задавать программы для роботов. Иногда, конечно, бывает сложно во всем разбираться, но нам помогает наша учительница. Мне в школе очень нравится математика, русский язык, физкультура и искусство. А когда вырасту - хочу стать директором».

Александрийская школа в этом году пополнилась не только роботами - у них первыми в Шкловском районе появился свой 3D-принтер. И, по словам Жанны Анатольевны, эта новая технология вызвала интерес у ребят постарше. «3D-моделирование заинтересовало учеников 8-9-х классов. Для нас всех - это тоже новая технология, которую мы будем осваивать. Уже попробовали сделать небольшой кубик на принтере. Процесс длился несколько часов, так ребята, и младшие и постарше, каждую перемену прибегали посмотреть, как все идет, - рассказала учительница. - В дальнейшем 3D-модели можно будет интегрировать в учебный процесс. Например, придумаем что-нибудь с учителем математики, чтобы можно было использовать созданные модели на уроках. А потом, может быть, разработаем свою сувенирную продукцию. Какие-нибудь брелоки или подставки».

Жанна Анатольевна уверена - учебный процесс неотделим от новых технологий. «Мир сейчас очень быстро развивается. И нам необходимо давать детям знания и навыки, которые будут востребованы в современном мире. Кроме этого, в учебный процесс необходимо внедрять что-то новое: это делает процесс получения знаний более интересным. Причем как для детей, так и для самих учителей. Ведь несмотря на то, что мы сами даем знания, мы тоже продолжаем учиться, совершенствовать и узнавать что-то новое. В этом одна из особенностей работы учителем», - подытожила учительница физики и информатики.

По словам директора Александрийской средней школы Екатерины Петровской, новации в образовательном процессе попросту необходимы. «Развитие науки не стоит на месте. И новации в образовании нужны. Потому что общество шагает вперед, а наша задача - сделать выпускников конкурентоспособными, дать им знания и умения, которые помогут социализироваться в современной жизни, - отметила она. - Развитие материально-технической базы еще нужно и для того, чтобы помочь детям определиться с будущей профессией. Не попробовав, они не смогут это понять. В нашей школе появилась возможность познакомиться с тем оборудованием, которое применяется в современных технических профессиях. Это дает им возможность понять, интересно ли им развиваться в этом направлении, увлекает ли их этот процесс. А может быть, те ребята, которые даже не рассматривали техническую и IT-сферу, откроют ее для себя благодаря оборудованию, которое у нас появилось. В будущем мы будем развивать этот факультатив и привлекать на занятия детей всех возрастов».

Анастасия Гузовская, фото Олега Фойницкого, БЕЛТА

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна