RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Ветеран Ефросиния Базылева: «Наша многодетная семья во время войны была отдельной подпольной организацией»

  Она стала связной партизанского отряда, когда ей было всего одиннадцать лет. Недалеко от Буйничского поля в деревне Тишовке прошло ее детство. 

Четверо старших — Вера, Ольга, Мария, Василий — до начала войны уже работали на предприятиях и фабриках Могилевщины. Младшие Александр, Михаил и Ефросиния учились в местной семилетке.

— Наша большая семья поднялась на борьбу с врагом, — рассказывает ветеран. — Вместе с земляками отец и старшие братья и сестры строили вокруг Могилева оборонительные сооружения. Затем стали бесстрашными подпольщиками, партизанскими связными.

Когда бои за Могилев утихли и фронт откатился на восток, отец вместе со старшими сыновьями оправился на Буйничское поле на «уборку». Так Иван Филиппович называл сбор оставшегося после боев оружия. Мать и дочери, делая вид, что подбирают ржаные колосья, выходили к железной дороге за разбросанными боеприпасами.

— Оружия было много, — говорит Ефросиния Ивановна. — Братья приносили патроны целыми лентами, гранаты, затем складывали на телегу с двойным дном. Папа переправлял оружие в леса, где уже с конца лета 1941 года начали формироваться партизанские группы. Несколько раз легко удавалось проехать. Когда оккупанты начали обыскивать каждую телегу, партизаны сами стали приходить в наш погреб. А мы снабжали их чем могли.

Старшая сестра Вера устроилась работать на железнодорожную станцию № 1 Могилева. Туда прибывали фашисты с техникой и снаряжением. Другая сестра, Мария, добралась до аэропорта, где был расположен немецкий лагерь. Младшая Бронечка, так называли Ефросинию домашние, просила у отца скорее дать задание и ей. Вскоре она стала связной партизанского отряда Османа Касаева, где уже воевали отец и старшие братья.

Бронечка приходила к сестре Вере на станцию, а та передавала ей сведения и важные документы. Зашивали их в стельки обуви, и девочка шла в отряд. А ночью ходила расклеивать листовки.

Чудом удавалось проскользнуть и выполнить задание. До оккупантов в то время еще не доходило, что и дети могут совершать такие подвиги.

За домом Базылевых стали следить после того, как в 1943-м немцы вышли на след Веры. «Ее бросили в тюрьму Могилева, пытали, но она никого из партизанского отряда не выдала, — в глазах собеседницы стоят слезы. — Ее расстреляли. Где могила, не знаю до сих пор».

Чтобы не попасть в лапы фашистам, ушли в партизаны сестры Ольга и Мария.

В одну из ночей в деревню должны были прийти партизаны. Предупредить своих о фашистской засаде предстояло Бронечке. Мама слезно просила: «Миленькая, возьми бидон, скажешь немцам, что идешь за молоком. А сама выйди к нашим, скажи, что сейчас в деревню нельзя».

— Немцы пропустили меня, — продолжает рассказ моя собеседница. — Возле дома тети поставила емкость, а сама огородами, утопая по пояс в сугробах, пошла к железной дороге. Главное было не разминуться. Обессилев, села на рельсы, как вдруг увидела идущих мне навстречу своих. Партизаны доложили переданную мной информацию Осману Касаеву. Спустя время начальник 121-го партизанского полка наградил девочку медалью «За смелость и храбрость» (самодельная партизанская медаль. — Прим. авт.).

Семья Базылевых.

Мама Брони Серафима Ивановна думала, что оккупанты не тронут ее с детьми, но ошибалась. Весной 1944 года фашисты заточили ее в концлагерь, оборудованный на территории Могилевского труболитейного завода. Выйти оттуда помогли местные жители — выкупили из плена за продукты. И сразу они с Броней ушли в лес.

— Все мысли мамы были о детях, — рассказывает Ефросиния Ивановна. — И когда пришли наши, мы с нетерпением ждали писем с фронта от Василия. Его призвали в армию еще до начала войны. С боями он дошел до Кенигсберга. Его последнее письмо с фронта храню до сих пор: «Здравствуйте, дорогие родители, Оля, Миша, Бронечка. Шлю вам горячий фронтовой привет. Я жив и здоров, чего и вам желаю. Крепко мстим фрицам за пролитую кровь и за родную сестричку Верочку. Оля, пиши, какие у вас новости. Привет всем знакомым. Целую всех родных. Для сестры Бронечки: желаю тебе хороших успехов в учебе и прошу тебя, чтобы писала мне почаще письма. Все, что ты мне писала раньше, бережно храню и часто перечитываю, вспоминаю родную сестричку. Целую тебя и жду ответа. 07.02.1945 года».

…После Великой Отечественной войны Ефросиния Базылева снова села за школьную парту. Затем поступила в Могилевский пединститут. Много лет преподавала русский язык и литературу в средней школе Минска. Она — активный участник ветеранской организации. Без нее не обходится ни одно мероприятие.

Ефросиния Базылева:

«И сегодня помню победный май 1945-го. Как шли солдаты, пели, а мы встречали их всей деревней, осыпали цветами и кричали «Ура!». День Победы самый дорогой сердцу праздник!»

Марина Кузьмич, фото Алексея Матюша, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна