RU BY EN 中文
Twitter Instagram

За восемь месяцев этого года в Могилевской области с помощью субсидий свое дело открыли 139 человек

Воплотить мечту в реальность

Жители Горецкого района уверяют: с господдержкой начать свое дело совсем несложно

Начать свое дело мечтают многие. Но стать предпринимателем, самозанятым решаются не все. Пугает перспектива выйти из зоны комфорта, в корне поменять жизнь. А тут еще и близкие масла в огонь подливают, дескать, конкуренция велика, средств на раскрутку нет, хлопот с документооборотом много, а ты не подкован в юридических, налоговых вопросах, бухгалтерии или возраст не тот. Те, кто все же рискнул вести бизнес, по собственному опыту знают: нет неблагоприятных обстоятельств. Главное — правильная мотивация, а государство поможет.

Своя ниша

Если человек толком не определился с выбором, не изучил рынок, специалисты службы занятости всегда подскажут варианты, направят на обучение основам предпринимательской деятельности, помогут написать бизнес-план.

— Не отказываем никому, а свое дело с помощью господдержки в прошлом году у нас открыли пять человек, — уточняет заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Горецкого райисполкома Анжелика Боложко. — Трое стали ремесленниками, двое — индивидуальными предпринимателями. В этом году субсидии получили три земляка.

Субсидию горожанам выделяют в размере 11 бюджетов прожиточного минимума, сельчанам — 15. Житель агрогородка Доброе Андрей Смирнов, с которым мы познакомились в управлении по труду, занятости и социальной защите Горецкого райисполкома, в день нашего приезда как раз ее получил.

— Четыре тысячи 975 рублей. Хватит, чтобы купить нужные инструменты: бензопилу, кусторез, — прикидывает Андрей Иванович. — А собираюсь я оказывать услуги по лесоводству.

«Идти лесом», как шутит 41-летний сельчанин, — не спонтанное решение. Лесовод по профессии, он не один год отработал лесорубом, мастером, лесником.

— Осознал: в этой сфере есть ниша для индивидуального предпринимателя. Выбрал рубку ухода за лесом. Чтобы молодые саженцы хорошо приживались, быстрее росли, их нужно периодически обкашивать, прореживать. Этим занимаются лесники, но, поскольку, рабочих рук не хватает, лесхозы нанимают людей со стороны. В нашем районе частники в основном специализируются на рубке, заготовке дров, а в сегменте ухода за насаждениями конкуренции нет, — мотивирует свой выбор Андрей Смирнов. — Поэтому в июле я как безработный пришел в службу занятости, объяснил, что хочу открыть свое дело, в августе прошел курсы по основам бизнес-планирования, подготовил технико-экономическое обоснование целесообразности услуги, а в сентябре оформился в качестве ИП.

Что дело пойдет, он не сомневается: его работа не сезонная, услуги такого специалиста востребованы круглый год.

Танин «Сундук»

Татьяна Мартынюк после БГСХА работала бухгалтером, экономистом, специалистом по сбыту на могилевских предприятиях. Выйдя замуж, вернулась в родные Горки и решила заняться бизнесом.

— Муж и родители меня поддержали, а это большое дело, — улыбается 30-летняя хозяйка уютного магазинчика на улице Интернациональной. — Существенную роль сыграло и то, что не придется брать кредит — знала, что безработным, желающим открыть ИП, выделяют безвозмездную субсидию. Перспектива написания бизнес-плана, ведения расчетов не пугала. В моей семье не только я, но и родители бухгалтеры. Единственное, что было нужно, — сделать правильный выбор. А выбирала я между цветочным магазином и секонд-хендом. В итоге решила: буду продавать одежду. С цветами мороки больше: товар скоропортящийся. С вещами проще, к тому же красивые наряды и самой выбирать, и другим предлагать приятно.

На субсидию — больше 3 тысяч рублей — 30-летняя Татьяна приобрела стойки и отпариватель для одежды, весы, кассовый аппарат, стол, зеркало для примерочной и партию товара. Большую часть одежды купила на деньги, подаренные их молодой семье на свадьбу. Арендовала помещение, а в январе открыла свой «Сундук».

— Он размещается в подвале студенческого общежития, отсюда и ассоциация: ты словно достаешь вещи из сундука, разглядываешь, оцениваешь, — объясняет выбор названия Татьяна. — Я слежу за модными тенденциями, сама закупаю товар, отдавая предпочтение модной, качественной и при этом недорогой одежде. Перебоев с поставками нет, ассортимент обновляю каждые две недели.

Для привлечения покупателей девушка использует интернет: размещает видео, фото новых поступлений, применяет брендированные пакетики с названием своего магазинчика, делает скидки.

— У меня около 700 подписчиков, сарафанное радио тоже работает хорошо. Среди моих клиентов не только студенты, землячки приводят мужей, детей, — рассказывает Татьяна. — За аренду и «коммуналку» в месяц, в зависимости от сезона, плачу от 200 до 350 рублей, плюс ежеквартальный налог — 6 процентов от дохода.

Подбирать и составлять модные луки Тане помогает приятельница. А хозяйка «Сундука» уже подумывает о том, чтобы открыть аналогичную торговую точку в соседнем райцентре:

— В Дрибине таких нет, люди едут ко мне. Значит, спрос будет. А расти мне как предпринимателю надо — мы с мужем мечтаем о собственном домике в деревне.

Домики для пчел

В частном доме 45-летнего Павла Потейкина приятно пахнет деревом: сени заставлены еще необжитыми пчелами ульями, рамками для меда. Их Павел Александрович, в прошлом зоотехник, а ныне ремесленник, делает для себя и земляков.

— Учился на зоофаке БГСХА, в свое время писал диплом «по пчелам», мой дед Гриша был после войны главным ветврачом района, держал пасеку, так что любовь к меду и его добытчикам у меня с детства, — признается Павел Потейкин. — Лет десять назад сам стал пчеловодом, тогда впервые и столкнулся с проблемой — негде купить-починить улья, заказать рамки. Если кто и берется делать, выходит совсем не то, что нужно. Рамку, несмотря на ее кажущуюся простоту, при помощи топора не смастеришь, нужен специальный станок. А профессиональная техника стоит немалых денег.

Субсидии Павлу Потейкину хватило на два новеньких станка, торцовочный и фуговальный, молотки, краски-пропитки.

— Что заказы пойдут, не сомневался: в районе немало пасечников, некоторые держат по 200, 500 и даже тысячу пчелосемей. А профессионалы отдают предпочтение не пластиковым ульям, что предлагают на рынке, а экологичным деревянным, — подчеркивает мастер. — Теперь ко мне едут со всей округи. Работы хватает, затишье только зимой. Средний заработок — 1,5 тысячи рублей в месяц. Так что я ни разу не пожалел, что стал ремесленником.

Мастерить улья отцу помогают сыновья — 18-летний студент земфака БГСХА Андрей и 16-летний школьник Даниил. А Павел Потейкин уже подумывает о расширении бизнеса — планирует делать из дерева садовую мебель.

КОМПЕТЕНТНО

Заместитель начальника управления занятости населения комитета по труду, занятости и соцзащите Могилевского облисполкома Анжела СУДЕНКОВА:

— За восемь месяцев этого года в области с господдержкой 139 человек открыли свое дело: 72 стали предпринимателями, 66 — ремесленниками. Что характерно: половина из них — дамы, 36 и 33 соответственно. Еще одна землячка занялась агроэкотуризмом. Среди начинающих бизнесменов наиболее популярны такие направления, как розничная торговля, парикмахерские, транспортные услуги, строительные и отделочные работы, техобслуживание и ремонт автомобилей. В 2021-м субсидии получил 251 безработный (в их числе 116 женщин).

Ольга Кисляк, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна