Подполье в белых халатах
Во время фашистской оккупации могилевские медики ценой собственной жизни спасли тысячи людей
Владимир Кузнецов, Федор Пашанин, Алексей Паршин, Макар Кувшинов, Станислав Мармулевский, Константин Киселев... Люди самой мирной на земле профессии в годы Великой Отечественной войны лечили раненых и больных солдат, военнопленных, беженцев, земляков в разгар вспышек эпидемий. Став подпольщиками, ежедневно рискуя собой, они передавали партизанам медикаменты, перевязочные материалы. Жизнью им обязаны многие, но они сами не дожили до Победы. На стенде в музее истории здравоохранения, расположенном в областной научной медицинской библиотеке Могилевского областного лечебно-диагностического центра, — портреты этих героических людей. Они приняли мученическую смерть на виселице на Советской площади (ныне площадь Славы) в Могилеве 17 ноября 1941-го...
Непокоренные
Владимир Кузнецов в начале августа 1941 года был главврачом Могилевской областной (ныне городской) больницы. Когда пришли немцы, он и несколько других докторов приняли решение остаться в оккупированном городе с ранеными. А таких красноармейцев было около четырех тысяч: 172-я стрелковая дивизия по приказу командования, покидая город, оставила в Могилеве дивизионный госпиталь. Чтобы спасти их от расправы нацистов, главврач вместе с политруком Гуриевым (они создали антифашистскую подпольную группу «Непокоренные», в состав которой вошли врачи Пашанин и Паршин) переписывали медицинские карточки и истории болезни коммунистов и офицеров. За ночь до того, как немцы заняли Могилев, всех раненых командиров и политработников доктора сделали «рядовыми» и «беспартийными». После того как фашисты обнесли госпиталь колючей проволокой и строжайше запретили покидать его территорию, медики все же продолжили подпольную работу, рискуя жизнью.
Смерти вопреки
Заведующая областной научной медицинской библиотекой Диана Серебрякова с гордостью рассказывает о героизме медиков-земляков:
— Истории болезней они оформляли так, будто раненым солдатам, которые на самом деле выздоравливали, становится все хуже. Ночью выносили «умерших по документам» в мертвецкую с устрашающей табличкой «Тиф». Некоторых красноармейцев оформляли в больницу под видом местных жителей, якобы пострадавших при бомбежке. А после исцеления благополучно их выписывали. Этих «умерших» и «местных», а также медикаменты переправляли в партизанские отряды. Так было спасено более тысячи командиров и красноармейцев.
Диана Серебрякова продолжает свой рассказ:
— Через какое-то время фашисты заметили, что в госпитале стремительно уменьшается количество людей. Заслали туда провокатора, который выдал врачей. Их схватили, жестоко пытали, казнили. Молоденькая медсестра Лиза Евдокименко, через которую «Непокоренные» поддерживали связь с подпольным комитетом, успела уйти в партизанский отряд. Но в январе 1944 года при разгроме вражеского гарнизона в деревне Голынец Могилевского района была тяжело ранена и попала в плен. После пыток фашисты сожгли ее заживо.
Ангелы жизни
После Кузнецова главврачом больницы стал Станислав Мармулевский, которому пришлось столкнуться с более жестким отношением оккупантов к медперсоналу и пациентам. Контроль за ними был строжайший. Но несмотря на это, медицинское подполье жило. Мармулевский с руководителем подпольной организации медработников Макаром Кувшиновым — уроженцем деревни Амховой Могилевского района, кандидатом медицинских наук, врачами Константином Киселевым,
Сергеем Мельником, Клавдией Влагиной и другими продолжили переправлять выздоравливающих солдат в партизанские отряды и снабжать народных мстителей медикаментами. Спасали они от угона в Германию и молодежь, выдавая фиктивные справки о болезнях.
Медики-подпольщики распространяли антифашистские листовки и сводки Совинформбюро, собирали разведданные. Трудились практически сутками, не уходя домой. Коллег-докторов переправляли в партизанские отряды, остро в них нуждавшиеся. Там они делали операции. А в самых сложных случаях, рискуя собственной жизнью, забирали раненых партизан в больницу и оперировали там.
Память на века
10 мая 1943 года фашисты схватили Кувшинова, Мармулевского, Мельника, Влагину и подвергли их жесточайшим пыткам в гестапо. Подпольщики выстояли, не предав никого из своих товарищей: 24 июля 1943-го их отправили в газовую камеру...
Многие врачи после этого ушли в партизанские отряды. В больнице катастрофически не хватало персонала, медикаментов и продуктов питания. В ночь на 29 мая 1943 года при массированной бомбардировке Могилева она серьезно пострадала: погибло несколько медиков, ряд корпусов пришел в негодность, а раненые продолжали поступать потоком. Но оставшиеся доктора и медсестры продолжали оказывать помощь горожанам, военнопленным, беженцам, достойно выполняя свой профессиональный долг в тяжелейших условиях военного времени.
В память о людях в белых халатах, которые в годы Великой Отечественной войны спасли тысячи жизней, на здании Могилевской городской больницы скорой медицинской помощи установлены мемориальные доски. О медиках землякам рассказывают в музее — об их подвиге должны помнить не только живущие ныне, но и последующие поколения.
Ольга Кисляк , СБ
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
08.09.2025 - 09:37
За кулисами исторической драмы: в Могилеве представили новые исследования о Ставке Николая II
27.08.2025 - 15:03
Днепровский мост в Могилеве: история, подвиг мальчишки и память о герое Николае Яшине
18.08.2025 - 12:47
Страшную историю санатория «Крынки» изучают депутаты всех уровней
13.08.2025 - 09:29
Исторический калейдоскоп Могилева: императорские визиты и бенефисы бессмертных талантов