RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Молодые конструкторы Могилевского автозавода участвуют в создании машин нового поколения

Время молодежи

Из двух тысяч работников Могилевского автомобильного завода имени Кирова, филиала ОАО «БЕЛАЗ», 400 человек — молодежь. Достойная зарплата, наставничество, круглые столы с директором и руководством города, предоставление общежития, бонусы при получении высшего образования, футбольная команда, турслеты — закрепление молодых специалистов на предприятии рассматривают как необходимое слагаемое развития. Их инновационный потенциал должен быть задействован по максимуму в разработке «машин будущего».

СКАЗАНО

— Следующая пятилетка станет временем молодежи. Задача старшего поколения — передать опыт, знания, умения и компетенции новому поколению управленцев, рабочих, крестьян, спортсменов, айтишников. Вовлеченность молодых людей во все сферы деятельности государства станет решающей.

Президент Беларуси Александр Лукашенко на концерте акции «Марафон единства» в «Минск‑Арене», 24 января 2025 года.

Изобрести идеальную формулу

Выпускники Белорусско‑Российского университета Павел Юрченко и Виталий Бабаков дружат со школы. На факультетах учились разных, зато трудятся вместе — в конструкторской службе Могилевского автозавода. Павел работает в бюро трансмиссий, Виталий разрабатывает электрооборудование, их проекты воплощаются в одних и тех же машинах.

— Наши подземные погрузчики и самосвалы будут работать в шахтах на глубине до полутора километров, — Юрченко признается, что мечтает отправиться в командировку, чтобы увидеть своими глазами, как по штреку — подземной горной выработке — едет их машина. — В нашем бюро зона ответственности — ведущие мосты, коробки передач, карданные валы. Представьте, самосвал грузоподъемностью 50 тонн едет под землей в стесненных условиях. Значит, конструктор должен изобрести идеальную формулу по компактности всех узлов машины и запасу прочности. Ведь ремонтировать подземную технику придется на месте — ее подъем на поверхность слишком дорого стоит.

Бабаков добавляет, что будущее машиностроения — за электроникой, «Индустрия 4.0» открывает новые горизонты для производства:

— У нас уже разрабатываются машины с автопилотом. А еще собираем свою «Теслу» — подземный погрузчик грузоподъемностью 10 тонн на съемных аккумуляторных батареях. Проблему выхлопных газов под землей, систем очистки наших машин могут решить зеленые технологии.

Павел Юрченко, вспоминая слова Президента о том, что никакое оружие не сможет обеспечить суверенитет страны без эффективной социально‑экономической системы, делится убеждением:

— Вот мы и должны укреплять экономику, которая будет обеспечивать нам достойный уровень жизни. За это я голосовал на президентских выборах. Мне предстоит доказать, что я талантливый конструктор, создать семью, построить квартиру. И государство предоставляет все возможности. Я из райцентра Краснополье, получил высшее образование бесплатно, на нашем заводе есть очередь на строительство жилья — благодаря этому базису можно ставить высокие планки по саморазвитию и благосостоянию.

Точкой роста в промышленности Павел считает качество — начиная от обработки каждой детали. Виталий в этой связи обращает внимание на образование:

— Вузы должны найти максимально эффективный формат в одной связке с предприятиями — это еще одна сфера для работы над качеством продукции.

Павел Юрченко и Виталий Бабаков уже участвовали в разработках машин, которые сошли с конвейера. Говорят, это здорово — ощущать себя частью команды единомышленников и вносить реальный вклад в то, чтобы Беларусь громче звучала на мировой арене.

«У ребят глаза горят»

С уважением к молодым коллегам относятся «аксакалы» конструкторской службы автозавода, которая насчитывает 80 сотрудников. Признают, что в 3D‑моделировании и других компьютерных технологиях новое поколение более продвинуто. Главный конструктор Алексей Пеклин с 20‑летним стажем тоже выпускник БРУ. Говорит, накануне его прихода сюда в 2004 году завод посещал Президент:

— Глава государства тогда обозначил, что это градообразующее предприятие имеет важное экономическое, социальное и политическое значение для региона и страны в целом, акцентировал внимание на необходимости модернизации, расширении номенклатуры выпускаемой продукции, поиске рынков сбыта. Стратегия развития на опережение сработала.

Когда российские компании столкнулись с санкциями, Могилевский автозавод смог предложить конкурентоспособную технику. В России белорусские самосвалы популярны и при строительстве дорог, особенно в условиях Сибири и Дальнего Востока, и на нефтегазовых месторождениях, рассказывает Алексей Пеклин:

— Наши машины полноприводные с колесной формулой 4 × 4. Уже разработаны самосвалы с колесной формулой 6 × 6 грузоподъемностью до 50 тонн. Почти 90 процентов комплектующих — отечественные, а начинали мы с пропорции 50/50. Активная работа идет над разработками двигателей. Развиваем кооперационные связи, в том числе с российскими предприятиями. Но локомотив машиностроения — человеческий потенциал. Очень хорошее поколение сейчас приходит на завод — у ребят глаза горят. Надежная смена.

Елена Кукшинская, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна