RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Вспоминаем о Якове Зайце, одном из создателей и организаторов партизанского движения Кличевщины

Не гаснет памяти огонь

Объявляя немцев «расой господ», Гитлер истерично взывал к завоеванию «жизненного пространства», к порабощению и истреблению «низших рас». К последним относились и белорусы. Кровью сотен тысяч людей залили фашисты белорусскую землю. Но именно здесь уже в первые недели войны был развеян миф о непобедимости германской армии. Среди тех, кто с оружием в руках летом 1941‑го встал на борьбу с коричневой нечистью, был и уроженец Могилевщины Яков Заяц.

Яков родился в Кличеве 8 марта 1908 года. К слову, через 3,5 месяца (30 июня. — Прим. ред.) над Восточной Сибирью взорвался метеорит, который впоследствии назвали Тунгусским. Отразилось ли как-то это космическое действо на судьбе нашего героя, не знаем, но его жизненный путь оставил в истории Беларуси яркий и заметный след. Яков Заяц — один из организаторов и руководителей партизанского движения на Могилевщине. Да еще какого движения! Приводим фрагмент донесения командованию, найденного у убитого немецкого офицера:

«В зоне Кличев, Бацевичи, Елизово, Чигиринка и в смежных с ними районах... за вторую половину августа и первые дни сентября зарегистрировано 186 случаев убийств наших офицеров, чиновников и солдат. Кроме того, в боях с партизанскими отрядами убито и ранено 217 солдат и 8 офицеров. Поджоги материальных и продовольственных складов не прекращаются. За последние дни было три больших пожара в Кличеве и Бацевичах. Население упорно скрывает места нахождения партизанских отрядов».

Вот что впоследствии Яков Иванович вспоминал:

— Собрались мы 14 июля 1941‑го в лесу за рекой Ольсой — на этом месте сегодня возвышается курган Бессмертия, — чтобы создать бюро райкома партии, секретарем которого я и был назначен. Собрание еще не закончилось, как по наводке предателей на нас напали каратели. Не знали, что мы вооружены: винтовки, пулеметы, гранаты... Десять немцев тогда погибли, из наших ранен лишь один. Так мы отметили день рождения отряда.

Время первых

 Первый партизанский отряд на Могилевщине был создан менее чем через месяц после начала войны. Командиром отряда стал кадровый офицер старший лейтенант Бородин. В сентябре 1941 года он ушел на фронт, и отряд, получивший название «Кличевский», возглавил Игнат Изох, комиссаром стал Яков Заяц. Из непроходимых, окруженных болотами лесов партизаны ежедневно отправлялись на разведку и боевые задания.

В сентябре 1941‑го в семью Заяц пришло горе. Сестра Якова, 16‑летняя Мария, была партизанской связной. Однажды, когда девушка шла в разведку на аэродром, ее схватили фашисты. Машу долго и зверски пытали, но так ничего и не узнав о партизанах, казнили в Кличеве.

Смерть Марии невыносимой болью отозвалась в сердцах не только родных и близких, но и подпольщиков, партизан. Это была первая потеря для народных мстителей. На место Марии встали десятки, сотни новых бойцов.

Все чаще в Кличевских лесах звучали строки из клятвы партизана:

«Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагом, чем отдам себя, свою семью и весь белорусский народ в рабство коварного фашизма».

Борьба с фашистами носила всенародный и многонациональный характер. Ряды лесных мстителей Кличевщины насчитывали 18 тысяч бойцов и командиров! В составе партизанских формирований плечом к плечу сражались представители 67 национальностей. Среди них — даже француз. Как, например, перешедший на сторону партизан капитан медслужбы немецкой армии Жан-Мари из Версаля.

Последний гарнизон

 В своем дневнике Яков писал, как партизаны очищали от коричневой мрази родные земли:

«В начале 1942 года мы разгромили все немецко-полицейские гарнизоны на территории района. Остался один, в Кличеве, около пятисот фашистов и полицаев. В январе мы получили весточку: наши сбросили парашютистов в лесу за Ольсой. Радистов — двоих парней и девушку. Увы, связь с Москвой тогда установить не удалось. Ринулись мы на поиски, да опередили каратели. Окружили то место, хотели взять наших в плен. Те отстреливались и, осознавая, что силы неравны, подорвали себя последней гранатой. Месть наша была страшной. В ночь с 19 на 20 марта взяли в кольцо немецкий гарнизон в Кличеве. 12 часов шел бой, и гарнизон был полностью разгромлен».

Благая весть о том, что в глубоком тылу врага восстановлена советская власть, молниеносно разнеслась по окрестностям. Люди в надежде спастись от врага шли на Кличевщину целыми семьями. Тех, кто мог взять в руки оружие, отправляли в отряды, женщин, детей и стариков размещали в деревнях и лагерях в лесу. По некоторым подсчетам, под защитой местных партизан находились более 70 тысяч человек. И это при том, что до войны на Кличевщине проживали немногим более 46 тысяч.

СПРАВКА «СБ»

За годы Великой Отечественной войны на Кличевщине партизаны провели более 100 боевых операций. Уничтожили 44 немецко-полицейских гарнизона, взорвали 57 мостов, пустили под откос 75 вражеских эшелонов, истребили 17 тысяч гитлеровских солдат и офицеров. Подорвали и сожгли сотни танков, бронетранспортеров, автомобилей, пушек, минометов и пулеметов… Более 1300 партизан Кличевщины за проявленное мужество и героизм были удостоены высоких государственных наград. Среди них и Яков Заяц.

Орден от Жукова

Внучка храброго партизана Ольга Лунева, с которой мы познакомились в 10‑й ГКБ на открытии передвижной выставки «Партизаны Беларуси», поделилась историей своей семьи:

— Мой дедушка по маминой линии Яков Иванович Заяц ушел из жизни раньше, чем я родилась. Мама рассказывала, что это был любящий, добрый, внимательный, мудрый и скромный человек.

Если вспоминал о войне, то говорил не о личных подвигах, а о боевых товарищах, о тех, кто выжил, и о тех, кто не вернулся.

Хочу добавить, что семья потеряла в годы войны на только замученную фашистами 16‑летнюю Машу Заяц. Старший брат дедушки Степан был членом Минского подполья, которым руководил Исай Казинец. Однажды фашисты схватили Степана и после зверских допросов повесили. Младший брат Афанасий с войны вернулся без ноги. Дедушка Яков был награжден орденом Ленина и многими другими наградами.

Кстати, в послевоенное время сослуживцы Якова рассказывали, что ему должны были присвоить звание Героя Советского Союза. Но что-то в Москве переиграли и в итоге в июле 1942 года наградили орденом Ленина за номером 9445. Награду на китель приколол лично командующий Западным фронтом будущий Маршал Победы Георгий Жуков.

— Этот орден Ленина, — рассказывает внучка героя, — как и другие награды, некоторые личные вещи, дедушка передал в Могилевский областной краеведческий музей.

После войны

С 1944‑го, после освобождения республики, Яков Заяц работал секретарем Кличевского райкома КП(б)Б, заместителем заведующего сельскохозяйственным отделом Могилевского обкома КПБ, секретарем Белыничского, Славгородского райкомов КПБ.

Кстати, не случайно герой-партизан сразу после очищения родных земель от гитлеровцев занял в обкоме должность заместителя заведующего сельхозотделом. Удивительно, но факт. В партизанской зоне в 1942‑м прошел весенний сев зерновых и посадка других культур. До самого освобождения республики кличевские поля радовали глаз своими всходами и урожаем. Вот как после войны об этом писал в мемуарах Яков Иванович:

«На протяжении всех трех лет оккупации население района не ощущало недостатка в хлебе. Наоборот, мы оказывали большую помощь партизанским отрядам соседних районов».

После войны у Якова и его супруги Анны родились две дочери и сын. Умер Яков Иванович в 1973 году, ему было 65. Именем Якова Зайца названа одна из улиц Кличева.

Голоса из прошлого

В 1985 году методом народной стройки возле деревушки Усакино, являвшейся в годы войны негласным центром Кличевской партизанской зоны, воздвигли мемориальный комплекс «Усакино». Мемориал объединяет четыре памятника: партизанский лагерь с присущей ему инфраструктурой (землянками, хлебопекарней, медсанчастью, типографией, колодцем-журавлем, кухней), партизанское кладбище, на которое были перевезены останки более 400 народных мстителей, похороненных в разных местах Кличевской партизанской зоны. Здесь же — Стена Памяти с именами погибших партизан, вечный огонь.

В августе 2021‑го мемориальный комплекс после реконструкции обрел второе дыхание. На открытии в торжественной речи, выступая перед присутствующими, тогда председатель Могилевского облисполкома Леонид Заяц сказал:

«Эта земля хранит голоса из прошлого: материнский плач, детские крики и глубокую отцовскую скорбь. Здесь не просто провели реконструкцию, а возродили память героев, которые, жертвуя своими жизнями, дали отпор врагу. Это история нашего народа, и ее никому не удастся переписать».

Олег Усачев, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна