RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Молодые ветврачи из Могилевского района — о закрепляемости кадров на селе, развитии животноводства

Все рычаги единой команды

Молодые специалисты — ветврачи из Могилевского района шутят: страшилки типа «будешь коровам хвосты крутить» перед распределением их не пугали. Ребята понимали, что ждет впереди

Даша и Артем Савченко (на снимке) — выпускники Витебской государственной академии ветеринарной медицины. А еще супруги. Два года назад пара распределилась в ОАО «Могилевский ленок» Могилевского района. Семье дали домик на центральной усадьбе — в Грибанах. За это время молодежь наладила быт, набралась опыта в работе. С ребятами общаемся на молочно-товарном комплексе «Грибаны», где трудится Артем.

Даша закреплена за «Макаренцами». Первый комплекс на 1,8 тысячи голов, на втором — свыше двух тысяч. Зона ответственности у молодежи большая. В функционале целый список задач, цикл — от рождения до выбытия скота.

Даша родом из Могилева, Артем — из Орши. Супруги замечают: им повезло, что попали в крепкое хозяйство. У Даши был заключен целевой договор с Могилевским райисполкомом. С учетом молодых кадров в ОАО «Могилевский ленок» штат специалистов укомплектован — пять ветврачей и ветфельдшер. Таким могут похвастаться не все хозяйства региона.

В области обеспеченность зооветеринарными кадрами превышает 80 процентов. По мнению супругов Савченко, причины тому могут быть разные: не самые высокие зарплаты, проблемы с жильем или отсутствие системы мотивации труда. У ребят первый опыт работы пошел по совершенно другой модели. Как только приехали устраиваться, им тут же предложили жилье.

— Нам выделили дом, построенный в 2017-м, в хорошем состоянии. За два года обжились, где-то помогали родители, откладывали свои средства. Сейчас держим огород, кроликов, кур. Но у нас и зарплаты достойные, — подчеркивает Артем.

Единственная трудность, с которой столкнулись на новом месте работы, — колоссальная нехватка практики:

— Когда пришли в хозяйство, набивали руку на элементарном — капельницах, других манипуляциях. Во время учебы практически не кололи коров, поэтому все осваивали на месте. Или другой пример: нас учили растеливать корову на... макете. А по факту может быть уйма вариаций развития процесса. И в любой сложной ситуации важно, чтобы был грамотный наставник. У нас это главный ветеринарный врач Ирина Евгеньевна Патенко.

Молодежь шутит: страшилки типа «будешь коровам хвосты крутить» их не пугали. Ребята понимали, что ждет впереди. Главное, говорят, отношение руководства к самой организации животноводческого процесса:

— Важно, чтобы функционировала хорошая ветеринарная аптека, был широкий доступ к лекарствам, — замечает Дарья. — Если заказываешь качественную вакцину, хозяйство не должно жалеть на нее денег. Есть примеры в некоторых сельхозпредприятиях, когда из-за низкого качества препаратов идет выбытие скота. У нас же уходят колоссальные деньги на лекарства, и это оправдано. Хотим что-то, говорим об этом, обосновываем: возьмем подороже — и скот сохранится, и следующее поколение будет здоровым.

Артем добавляет: животноводство не может держаться только на ветврачах. Важны симбиоз, взаимодействие всех служб:

— Если кто-то недорабатывает, ни аптека, ни зарплата ситуацию не спасут. К примеру, агрономическая служба заготовила некачественный корм, его дали скоту. Или еще одно из важнейших звеньев в цепи — зоотехники, которые составляют рационы. Питание должно быть сбалансированным, с витаминами, микроэлементами. В противном случае — заболевания, аборты и другие серьезные последствия. Здесь ветврач зачастую бессилен, хотя ответственность именно на нем. Вот поэтому молодежь не выдерживает. Если будут работать все службы, ветврачу останется только профилактировать заболевания.

Даша приводит показательный пример. Когда только пришла на МТК «Макаренцы», в сутки там доили 8 тонн молока. Что понадобилось, чтобы увеличить продуктивность? Просто отсортировать скот.

— Определили удойных коров, поставили в сарай с индивидуальным кормлением. Отбраковали тех, которые давали мала молока. Постепенно повышая планку по надою, переводили животных в отдельные помещения. И здесь сработали все: агрономы, зоотехники, осеменаторы. Сперва подняли результат с восьми до десяти тонн, за два года — до 13.

Тезисы, которые озвучены на республиканском семинаре-совещании о развитии животноводства, молодые ветврачи называют ключевыми. К примеру, для содержания скота не нужны дворцы — важно лишь соблюдать все технические нормы и регламенты. В «Макаренцах», замечает Дарья, везде только резиновые коврики. Если их нет, то у коров развиваются, например, хромота, бурситы. В «Грибанах» будут применять другую методику — нарезку полов. Это защитит поголовье от растяжек.

Второе не менее важное условие — повышение экономической эффективности животноводства на основе селекционно-племенной работы. Здесь, уверяет Артем, важна сортировка скота, о которой говорила супруга, и грамотный подход осеменаторов. Так, в «Макаренцах» была черно-пестрая порода, постепенно скот стали голштинизировать. Сейчас соотношение поголовья пятьдесят на пятьдесят. В «Грибанах» и того больше: голштинов — 80 процентов. В итоге молоко пошло вверх.

— И таких рычагов много, нужно лишь работать в одной команде, — подытоживают супруги Савченко.

Татьяна Седунова, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна